Не слова, но лишь мысль убеждает и перерождает сознание. Община, 219 |
Вспомним об одном знаменательном событии, которое произошло 75 лет назад. 27 декабря 1931 года во многих православных, католических и других храмах мира прошла торжественная служба, посвящённая Знамени Мира и Пакту Рериха. Это свидетельствовало о том, как высоко были восприняты просвещёнными служителями церкви благородные идеи Пакта мира и его священного Символа — Знамени Мира.
О Знамени Мира, предложенном Рерихом для охраны культурных сокровищ, сам художник писал: «Знамя есть... символ общечеловеческих сокровищ».
Представленная в Музее Н.К.Рериха выставка фотоматериалов рассказывает о высоком значении знака Знамени Мира и его многотысячелетней истории. Эти фотографии наглядно иллюстрируют, насколько распространённым в искусстве всего мира является Знак Триединства. Рерих, прекрасный знаток искусства разных эпох и стран, первым обратил на это внимание. Этот знак встречается и в далёком каменном веке, и в древнеегипетском искусстве, и в памятниках искусства древнего Китая, Японии, Индии; он встречается в искусстве кочевого Востока — в Монголии, странах Азии; в западноевропейском искусстве Средневековья и эпохи Возрождения; в искусстве Древней Руси.
Хочется отметить две особенности применения этого символа. Первая заключается в том, что этот Знак, прошедший сквозь тысячелетия, не принадлежал к какой-либо одной религии или культу, что дало Рериху возможность предложить его как символ, единый для всего мира. И второе: Знак Триединства всегда употреблялся, как писал Николай Константинович, «с особым значением», и очень часто — на изображениях, носивших священный характер. Смысл его был очень высоким. Пожалуй, самое для нас близкое и яркое выражение этот символ обрёл в иконе Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица» — иконе, написанной им после ухода из жизни Преподобного Сергия и «в похвалу» Ему. Именно здесь раскрывается глубочайший смысл этого великого символа, заключающийся в том, что Мир Божий — вся Вселенная — в своей высшей сути являет собою нечто прекрасное и совершенное. Великая Гармония и Красота, Согласие и Любовь — такова идея «Троицы» Рублёва. Известно, что именно это произведение дало импульс Н.К.Рериху
к созданию Знамени Мира, являющегося, по его словам, «символом Вечности и Единения».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.