Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
Издательский центр
РОССАЗИЯ
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

Подписаться
Другие сайты СибРО



 

Культура и природа Алтая

Художник Г.И. Чорос-Гуркин

Художник М.П. Чевалков

Художник А.П. Веселёв

Алтайская студия мальчиков

Художественно-книжный салон

Музей истории и культуры Уймонской долины

Природа Алтая

Статьи из журнала «Восход» об Алтае

  • 26.12.2015 «Новогодние сюрпризы»
    Народное искусство — это вечно сущий, неиссякаемый поток творчества, выявляющий скрытую силу народных талантов. И каждому начинанию в деле народного творчества нужен приток свежих сил. Такой силой может стать молодёжь, воспитываемая на традициях народных ремёсел. В селе Верхний Уймон усилиями Сибирского Рериховского Общества создана художественная мастерская «Жар-Цвет», в которой мастера расписывают изделия из дерева, здесь же успешно работает и студия росписи, где занимаются и дети, и взрослые.
  • Дарья Головань в Музее Рериха, Новосибирск 30.03.2015 «Шёлковый путь акварели. Я люблю тебя, Алтай»
    В Музее Н.К. Рериха открылась выставка работ молодой художницы Дарьи Головань. Уникальность её творчества состоит в том, что картины она выполняет акварелью на шёлке. Художественный критик О. Пиульская так писала о её творчестве: "Рассматривая живописные работы Дарьи, не перестаёшь удивляться умению автора воссоздать облик суровой природы Горного Алтая, первозданную её чистоту и вневременную красоту, понять и выявить её глубинную сущность. (...) Удивительно и то, что Дарья Головань создаёт свои произведения на шёлке акварелью..."
  • 28.11.2014 Знамя Мира на Алтае
    9 октября, в день 140-летия Николая Константиновича Рериха, над Музеем его имени на Алтае, в селе Верхний Уймон, было поднято Знамя Мира. Это событие состоялось в рамках IX Рериховских чтений — международной конференции, которая проходила с 4 по 6 октября в Новосибирске. Участники Чтений, после завершения основной программы в Новосибирске, прибыли в Верхний Уймон, где вместе с сотрудниками СибРО приняли участие в церемонии поднятия Знамени Мира.
  • 27.02.2014 Юбилей студии мальчиков «Алтай»
    8 февраля 2014 года в Горно-Алтайске, в Национальном театре Республики Алтай, состоялся юбилейный концерт студии мальчиков «Алтай», посвящённый 15-летию этого уникального коллектива. Сибирское Рериховское Общество со студией «Алтай» и её художественным руководителем Владимиром Егоровичем Кончевым связывают давние дружеские отношения, поэтому делегация СибРО специально приехала в Горно-Алтайск, чтобы принять участие в празднике.
  • 23.11.2013 Национальному музею Республики Алтай — 95 лет
    В октябре этого года Национальный музей имени А.В. Анохина — ведущее учреждение культуры Республики Алтай — торжественно отметил своё 95-летие. С 23 по 26 октября в Горно-Алтайске прошли юбилейные мероприятия, на которые съехались гости из разных городов страны.
  • 28.07.2013 «РОДНИКИ АЛТАЯ»
    Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполнится творчеством... Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов. (Надземное, 53)
  • 03.04.2013 ПРАЗДНИК ТВОРЧЕСТВА
    1 и 2 марта в клубе села Верхний Уймон (Респуб­лика Алтай) прошла ставшая уже традиционной весенняя выставка детских художественных изделий «Города Мастеров» — учебного центра, организованного Сибирским Рериховским Обществом для обучения сельских детей прикладным ремёслам. В настоящее время развиваются пока два направления: резьба по дереву и урало-сибирская роспись. Занятия по резьбе ведёт ученик В.Н. Лихачёва Владимир Романов — местный житель, недавно вернувшийся из армии. Урало-сибирской росписи детей обучает сотрудница СибРО Ирина Ивановна Сереброва.
  • 31.10.2012 НОВЫЙ ОЧАГ КУЛЬТУРЫ
    Имя Н.К. Рериха и понятие Культуры неразрывно связаны между собой. Николай Константинович был истинным вождём Культуры, и немало его книг и статей посвящено этому жизненно важному понятию. В статье «Культура — сотрудничество» Николай Константинович пишет, что культура менее всего нуждается в словах и более всего обязывает к просвещённому действию. Радостно было слышать о готовящемся событии, значение которого в полной мере нам предстоит ещё осознать, — открытии Национального музея Респуб­лики Алтай им. А.В. Анохина (Эл Музея) после его реконструкции...
  • 01.08.2012 ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОКАМ. Праздник алтайского народа Эл-Ойын – 2012
    «Алтай — безмолвный свидетель минувших эпох, арена грандиозных сражений, колыбель кочевых племён и тюркских народов. Здесь с глубокой древности живёт трудолюбивый, добрый и жизнестойкий народ — алтайцы. Их тропы проходят средь бурных рек и величественных гор, среди полей и в густой тайге. Испокон веков селились люди в аилах между гор, охотились, пасли стада, соблюдали традиции, почитали старших»...
  • 01.05.2012 ДАР МУЗЕЮ
    Летом прошлого года в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске впервые была представлена выставка живописных работ Леопольда Романовича Цесюлевича, посвящённых Укокской принцессе из открытого археологами захоронения, — художник назвал её «Царицей Алтая». С января этого года и по сей день в музее экспонируется его триптих «Голгофа». Обе выставки вызвали большой интерес посетителей. А совсем недавно в музей пришла большая картина Л.Р. Цесюлевича «Николай Рерих» — дар художника музею.
    Перед официальным открытием выставки картины, запланированным на 14 апреля, портрет Н.К. Рериха был представлен друзьям Сибирского Рериховского Общества в особо значимый для последователей Учения Живой Этики день — 24 марта. К этому дню в музей съехались рериховцы из ряда городов и посёлков Сибири.
  • НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК НА АЛТАЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
    1 и 2 июля 2011 года в Республике Алтай состоялся традиционный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая». Он был посвящён трём знаменательным юбилеям: 255-летию добровольного вхождения Алтая в состав России, 85-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха на Алтае и 20-й годовщине Республики Алтай. Празднования проходили в Усть-Коксе и в селе Верхний Уймон. Этот фестиваль стал ярким свидетельством согласия и единения культур народов, проживающих в Республике Алтай.
  • «ПРИЗЫВ ЛЮБВИ К АЛТАЮ»
    11 июня в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие выставки картин известного алтайского художника Леопольда Романовича Цесюлевича: двух живописных полотен — «Великая Царица Алтая», «Храм Великой Царицы Алтая» — и графической работы «Эскиз Храма Великой Царицы Алтая». Эти картины были любезно предоставлены Музею Рериха для экспонирования Виктором Мироновичем Дворниковым, президентом «Гражданской Ассамблеи Алтайского края», директором фирмы «Малавит».
    Выставка продлится до 1 августа 2011 г.
  • Художник о трёх своих произведениях
    Л.Р. Цесюлевич. ВЕЛИКАЯ ЦАРИЦА АЛТАЯ. 2010
    Л.Р. Цесюлевич. ХРАМ ВЕЛИКОЙ ЦАРИЦЫ АЛТАЯ. 2011
    Л.Р. Цесюлевич. ЭСКИЗ ХРАМА ВЕЛИКОЙ ЦАРИЦЫ АЛТАЯ. 2011
  • В ПОИСКАХ МИРА РЕРИХА
    Поводом стала короткая заметка в газете «Известия». Некто Лаптев писал из г. Бийска на Алтае, что в селе Верхний Уймон, где экспедиция Николая Константиновича Рериха ненадолго останавливалась в августе 1926 года, до сих пор в крестьянских избах можно найти его горные этюды...
  • ПЯТЬ ДНЕЙ В УЙМОНЕ
    Мечту попасть в Уймон я лелеяла давно! Привлекали прежде всего развернувшиеся там активные строительные работы по восстановлению Дома, связанного со знаменательным пребыванием Рерихов на Алтае. Дом должен был стать памятным Музеем. Каждый раз я испытывала восторженное воздействие этих строительных энергий. Они пробивались и на фотографиях, и при показе фильмов, и на лицах приезжавших оттуда строителей, и из их рассказов.
  • ДРЕВНЯЯ ЛЕТОПИСЬ АЛТАЯ
    В только что отреставрированном старинном амбаре, приспособленном под выставочный зал, разместились экспонаты, среди которых фотографии, сделанные сотрудниками СибРО во время экспедиции по Онгудайскому району Горного Алтая — одному из самых насыщенных древними памятниками; артефакты, предоставленные известным археологом В.Д. Кубаревым; прорисовки петроглифов из Усть-Коксинского района, переданные на выставку новосибирским искусствоведом Е.П. Маточкиным; графические работы на исторические темы алтайского художника М.П. Чевалкова, а также рисунки Н.К. Рериха, относящиеся к его раскопкам в Новгородской губернии.
  • ФЕСТИВАЛЬ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Народный праздник. Тем, кто не бывал на Эл Ойыне, может быть, сложно понять восхищение тех, кто видел всё это собственными глазами, ощущал в собственной душе. Но попробуйте представить себя в горной долине, окружённой цепью зелёных холмов. Благоухают цветущие травы, смешиваются ароматы чабреца и полыни, мятлика и шалфея. Над вами плывут облачные небесные замки с причудливыми башенками и диковинными садами, мимо которых стремительно проносятся неведомые белые всадники и птицы. Опустите взгляд — увидите то ребёнка, отчаянно поднимающего на крыло цветастого воздушного змея, то стайку проворных длиннокосых девушек в васильковых нарядах, то сурового всадника, на плаще которого трепещут под ветром алтайские руны. Конь фыркает, смерив вас взглядом, солнечный лучик прыгает к вам с золотого узора лёгкого доспеха, перестук копыт тонет в траве...
  • О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ АЛТАЙСКОГО НАРОДА*
    Россия — преемница не только государственности, но и этнокультурных и духовных ценностей складывавшихся на пространствах, ею занимаемых, на протяжении уже более двух тысячелетий. Это полиэтническая страна, где веками вырабатывались традиции межэтнического и межкультурного диалога и творческого этнокультурного взаимовлияния. В России заложен большой потенциал духовного развития. Какая же роль отведена в этом Алтаю?
  • «Я ВХОЖУ В МИР ИСКУССТВА...»
    Эти слова уже целое десятилетие являются девизом для мальчишек, которые учатся в Алтайской студии «Алтай». Первые шаги в Мир искусства... Как важно, чтобы их сделал каждый ребёнок, каждый человек. Именно эти первые шаги открывают дорогу в жизнь — настоящую, наполненную творчеством и высоким смыслом; в жизнь, которая неотделима от судьбы своего народа.
    О юбилейном концерте, посвящённом 10-летию образования студии, состоявшемся 9 февраля в Национальном драматическом театре Горно-Алтайска.
  • ЛЕТО-2009 НА АЛТАЕ
    Закончился очередной летний сезон в Музее Н.К. Рериха на Алтае, наполненный большой радостью совместной работы, яркими впечатлениями от встреч с людьми, приезжающими сюда со всех концов земли. О летних месяцах работы Дома-музея Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон рассказывают друзья и сотрудники Сибирского Рериховского Общества.

  • ТАМ, ГДЕ РАСЦВЕТАЕТ ЖАР-ЦВЕТ
    После капитальной реконструкции силами СибРО верх-уймонского клуба село стало активно обновляться. Появились новые здания почты и магазина, засияли разноцветными крышами дома сельчан, а старенький бревенчатый дом напротив клуба выкрасили в голубой цвет. Сердце простого человека откликается на красоту, надо лишь подать действенный пример.
    Природа также радует нас дивными явлениями: восхищались необычным радужным свечением на вершинах Теректинского хребта, любовались серебристо-голубыми всполохами, беззвучно освещавшими ночное небо, и молниями, пробегавшими по траве.
  • ПАМЯТНИК Н.К. РЕРИХУ НА БЕРЕГУ КАТУНИ
    13 сентября 2009 года в Алтайском крае на территории туристической зоны «Бирюзовая Катунь» открыт памятник Н.К. Рериху. Торжественное событие приурочено к 135-летию великого художника и философа, а также к году Индии в России. На столь значимое мероприятие прибыли делегаты от Совета Федерации Федерального Собрания России, от Государственной Думы России и других федеральных органов, деятели культуры, представители Рериховских обществ из многих регионов России. По официальному приглашению Администрации Алтайского края на открытие приехала большая делегация от Сибирского Рериховского Общества.
  • «ЖИВИТЕ ВЕЧНО, РОДНИКИ АЛТАЯ!»
    С 12 по 15 июня в Усть-Коксинском районе Республики Алтай проходил десятый фестиваль русского народного творчества РОДНИКИ АЛТАЯ, который собрал более 840 участников и около 5 тысяч гостей. Кроме делегаций от каждого района Республики в празднике приняли участие гости из Хакасии, Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края и Казахстана. Учредители фестиваля — Министерство культуры России, Правительство Республики Алтай, Мини¬стерство культуры Республики Алтай, Республиканский центр народного творчества, Администрация Усть-Коксинского района.
  • Студии мальчиков «АЛТАЙ» — 10 лет
    Поздравляем коллектив учащихся и преподавателей Алтайской студии мальчиков «АЛТАЙ» и её художественного руководителя заслуженного артиста Республики Алтай Владимира Егоровича Кончева с 10-летним юбилеем студии!
    Желаем коллективу здоровья, бодрости и осуществления всех творческих замыслов. Пусть крепнут дружеские связи между Музеями Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае и лучшим молодёжным коллективом Республики Алтай — на благо и процветание Культуры!
  • ТРУД, ПРИБЛИЖАЮЩИЙ МЕЧТУ
    Все юные резчики, несмотря на загруженность в школе, постоянно трудятся — не только во время учебного года, но и на каникулах. Усердно оттачивают своё мастерство Иван Казанцев, Владимир Романов, Анатолий Клименко, Владимир Иванов. Они начали с самых простых работ, а сейчас уже украшают резьбой навесные шкафы, большие блюда и сундучки.
  • Открытие Дома культуры в селе Верхний Уймон
    27 ноября в Верхнем Уймоне состоялось важное и радостное событие — долгожданное открытие сельского Дома культуры после основательного ремонта, в результате которого клуб засиял свежими красками и обрёл новую жизнь. В 2006 году сотрудники СибРО решили помочь уймонцам и отремонтировать клуб своими силами и средствами...
  • ЗАРНИЦЫ АЛТАЯ
    В такой вечер мы собрались в выставочном павильоне посмотреть фильм. За окном — всполохи зарниц, а перед внутренним взором проходят дни, проведённые на Алтае. Многое из задуманных планов воплотилось: уже идут занятия в отремонтированных нами музыкальных классах клуба — сияющих и пахнущих свежей краской; проведена вода во флигель Музея; сделаны запланированные работы в мастерской... В рабочей комнате на стене висят рядом две ре­продукции картин Н.К.Рериха — «И Мы трудимся» и «Заморские гости». Эти картины отражают реальную жизнь Музея. Да, приходится много трудиться, чтобы донести до людей духовные знания. А сколько ищущих приезжают издалека в Музей! С раннего утра до позднего вечера принимаем посетителей из разных стран ближнего и дальнего зарубежья — несколько тысяч человек в год! Неутомимо трудятся экскурсоводы...
  • ГОРЯЧЕЕ АЛТАЙСКОЕ ЛЕТО–2008
    Изнуряющая жара, стоявшая этим летом на Алтае, никак не сказывалась на потоке посетителей Музея Рериха. В некоторые дни число экскурсантов достигало 190 человек. Иногда в Музее и летнем выставочном павильоне одновременно работали четыре экскурсовода. Картина, обычная для летнего сезона и повторяющаяся из года в год: у ворот во дворе стоят спортивные велосипеды, лежит гора рюкзаков. Вдоль улицы — вереница машин: здесь и транспорт туристических компаний, гружённый специальным снаряжением, и комфортабельные автобусы, доставившие иностранных туристов, а уж микроавтобусы и легковые автомобили сменяют друг друга с утра до позднего вечера.
  • НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК АЛТАЯ
    Перед зрителями проходит парад участников празд­ника. Его открывает делегация Горно-Алтайска, столицы Республики Алтай, во главе колонны — мэр города Виктор Александрович Облогин. Под аплодисменты зрителей проходят делегации Майминско­го, Турачакского, Чемальского, Улаганского и других районов, возглавляемые руководителями админи­страций. В Республике Алтай один город и десять районов, и все прислали своих представителей на Эл Ойын.
  • АЛТАЙСКИЕ ВСТРЕЧИ
    В конце школьных каникул из Горно-Алтайска в Верхний Уймон приехал Министр культуры Республики Алтай Владимир Егорович Кончев с Алтайской студией мальчиков, которой он руководит, а также танцевальная группа «Хрусталёк» из Усть-Коксы. Много личного времени уделяет он воспитанию юных талантов и привитию молодёжи интереса к культурным традициям алтайского народа. Открывая концерт, Владимир Егорович сказал о необходимости сохранения всего лучшего, что создано народом. Отмечая особое значение Уймонской долины, он сообщил, что решением правительства Республики Алтай в Усть-Коксинском районе будет постоянно, раз в два года, проводиться межрегиональный фестиваль «Родники Алтая».
  • ЗАМЕТКИ ОБ АЛТАЕ
    Какая была тишина, когда они смотрели видеофильм студии СибРО «Жизнь Космоса»! Затем обсуждали увиденное. Детей восхитили красота и гармония, царящие в Космосе. На вопрос, как они считают, есть ли жизнь на других планетах, — ответили дружно, не задумываясь: «Есть!» На некоторое время наступила тишина, и в этой тишине раздался тихий, задумчивый голос мальчика: «Хотя учёные об этом ничего не говорят». «А вот об этом скажете вы, — говорю им. — Когда подрастёте, наука шагнёт далеко вперёд, усовершенствуется техника и вы будете летать на другие планеты, изучать законы Космоса и обязательно обнаружите жизнь, другие цивилизации». И в широко распахнутых глазах я увидела готовность хоть сейчас лететь на любые планеты.
  • ЗИМНЕЕ ЧУДО АЛТАЯ
    Летят стремительно дни, наполненные работой и впечатлениями. С утра надо наколоть дров, истопить несколько печей, наносить воды, приготовить обед и не снижать ритма основного труда и в Музее, и в подшефном сельском клубе, где производится ремонт.
  • ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ
    Многие из тех, кто приезжает на Алтай, начинают писать стихи и прозу, рисовать... Так, в книге отзывов Музея Н.К.Рериха нередко можно прочитать поистине вдохновенные строки, рождённые от соприкосновения с прекрасным. Вот что написала Катя Юркевич из Минска: «Расцвели в душе цветы горные, растеклась речка, отразилось в ней небо. Сижу — улыбаюсь, хожу — улыбаюсь, не спрятать радости. Глаза, раскрытые Алтаем, ещё раскрылись, возрадовались. Чувствую себя как дома, как в идеальном доме, в этой долине и в этом музее, — дышится легко, травы пахнут. Взгляд — и на горе оказалась, ещё взгляд — на другой, ещё — на вашем балконе... И время пошло не днями — минутами! Наполненную чашу выношу из музея, спасибо!!! Спасибо, что приоткрыли во мне что-то важное и простое, звенящее и тихое одновременно. Буду помнить вас и рассказывать о вашем музее, о волшебном месте его среди гор...»
  • Здравствуй, «АЛТАЙ»!
    Во время репетиции и подготовки к концерту происходит знакомство с сотрудниками Музея; многие из них впервые видят алтайские музыкальные инструменты, и ребята с удовольствием знакомят с ними всех желающих. На вопрос «на каком инструменте вы играете?» — мальчишки отвечают: «на всех», — и начинают перечислять: топшуур, ядаган, икили, ко-мус, шоор, кабас — и с готовностью показывают, как они звучат. Вся сцена концертного зала заполнилась инструментами для предстоящего выступления.
  • АЛТАЙ БОРИСА СУРАЗАКОВА
    24 февраля в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске открылась выставка картин алтайского художника Б.В.Суразакова. Выступая на торжественном открытии, Борис Владимирович, выразив сердечную благодарность помощникам и устроителям этой выставки, сказал, что для него огромная честь — представлять своё творчество в этом здании, где «царит дух семьи Рерихов».
    Сюжеты для своих полотен художник находит в путешествиях по Горному Алтаю. Бывший альпинист, он любит ходить по скалам и ледникам, выбирая нехоженые тропы. Он говорит: «В Горном Алтае есть нечто, что люди называют мудростью...».
  • «МЫ ВСЕ ИДЁМ ВМЕСТЕ...»
    Вести с мест.
    ...В декабре мы открыли две выставки — в селе Алтайском и селе Ая. В краеведческом музее с. Алтайского открыта выставка акварелей А.П.Веселёва, которая очень тепло была встречена местными жителями. За четыре года сотрудничества с музеем сельчане уже привыкли, что здесь периодически проходят культурные мероприятия. За это время к музею был пристроен выставочный зал Н.К.Рериха. Недалеко от села находится знаменитый курорт Белокуриха, откуда часто приезжают отдыхающие, чтобы посмотреть местные достопримечательности. Этим летом в Алтайском побывал министр культуры России А.С.Соколов. Он познакомился с музеем, залом Рериха. Позднее А.С.Соколов в своём телеинтервью упомянул об этом посещении.
  • МАГНИТ АЛТАЯ
    Не миновали нас и работники телевидения. Приезжала съёмочная группа Центрального телевидения за материалами для своей передачи. Через некоторое время появилась ещё одна группа от частного канала, возглавляемая достаточно известной телеведущей, собирающей материалы для авторской передачи. К сожалению, вопросы и одних и вторых были такого рода: «Рерихи искали Шамбалу, как вы полагаете, они нашли её? Могли они найти её на Белухе? Почему внезапно экспедиция была вынуждена покинуть Верхний Уймон?». Увидев наши недоумённые лица, они настойчиво продолжали: «А давайте пофантазируем на эту тему! Ну почему невозможно, давайте попробуем!». Грустно было видеть, что люди, имеющие выход на самую широкую аудиторию, считают возможным говорить о Рерихе, не познакомившись с его трудами. Думаем, им будет нетрудно найти тех, кто с удовольствием захочет «фантазировать» на предложенные темы, а потом эти мнения прозвучат в эфире и будут многими приняты как достоверные сведения.
  • НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С АЛТАЕМ
    Вновь едем трудиться в Музей Н.К.Рериха на Алтае. Наша группа состоит из шести человек. Нас ожидает испытание, своего рода экзамен — как мы усвоили урок о сотрудничестве? Существует мнение, что достаточно только трудиться — и труд на общее благо объединит коллектив. Но это только в том случае, если между сотрудниками установилась хоть какая-то гармония: взаимопонимание, доброжелательность, забота друг о друге. Если ничего этого нет, то и совместного труда не получится. Наталия Дмитриевна Спирина говорила нам, что совместный труд — это ещё не сотрудничество. Там, где нет желания понять и помочь, сотрудничества не получается. Важно проявить терпение — и наградой тебе будет улыбка товарища, его сияющие глаза, а главное — обязательно начнут налаживаться добрые отношения. И поверьте, ради этого не жаль ни времени, ни трудов.
  • ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА АЛТАЕ. Август 2006 года
    Сибирское Рериховское Общество в рамках культурной деятельности в этом регионе запланировало ряд мероприятий, связанных с юбилеями. И к тому времени, когда в СибРО пришло приглашение от главы администрации Верхне-Уймонского сельского поселения Марии Александровны Доготарь «посетить мероприятия, посвящённые празднованию 80-летия пребывания Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха в с. Верх-Уймон», участие нашей организации в праздновании уже было намечено в следующем объёме: к 250-летию вхождения Алтая в состав России СибРО готовило две выставки репродукций картин алтайских художников — Г.И.Чорос-Гуркина и М.П.Чевалкова. В подарок селу, отмечавшему своё 220-летие, СибРО обязалось отремонтировать зрительный зал сельского клуба. К этому же сроку был приурочен выпуск книги «Рерих и Алтай», издавались календари и буклеты. Кроме того, мы запланировали принять участие в ярмарке прикладного искусства, проводимой (согласно программе) в дни празднования: поставить из Новосибирска изделия мастеров народных промыслов, а также организовать выставку-продажу предметов, изготовленных школьниками Верхнего Уймона на уроках труда под руководством сотрудника СибРО.
  • ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕРДЦЕ АЗИИ
    Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) — известный во всём мире великий художник, учёный, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист. «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человече­ских возможностях», — сказал сибир­ский учёный, академик А.П.Окладников. Организованная Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая крупнейшим до­стижением в области географических исследований планеты, явилась настоящим научным и человеческим подвигом.
  • ЗДРАВСТВУЙ, АЛТАЙ!
    ...И вот наступило солнечное утро — морозно, трава белая от инея. Ждём. Уже слышны детские голоса: это первая группа шестилеток, они идут парами — важные. Синие тапочки (бахилы), которые мы им надевали поверх обуви, удивили их; сидя на лавке, они радостно шелестели ножками.
        После просмотра видеофильма «Зелёные гости» дети оживились, теперь можно идти к картинам. Говорим о Сергии-Строителе: слушают внимательно, смотрят радостно и задают много вопросов. Детские глаза часто видят гораздо больше, чем мы думаем, и вопросы их неожиданно глубоки. Благодаря детям, Музей наполнился особым ощущением радости, Он как бы ждал этих маленьких людей и был им очень рад.
  • СЫН АЛТАЯ
    М.П.Чевалков давно и серьёзно изучает археологические находки, он — отличный знаток эпоса и истории Алтая. Но не только научные познания и широкая эрудиция отличают художника, это человек ищущий и глубоко нравственный. Его творчество пронизано любовью к родному краю, уважением к обычаям предков, стремлением передать красоту и силу человеческого духа. Мирослава Павловича привлекает культура и других близких его сердцу народов. В своих картинах он отразил мир Древней Эллады с её развитым мифотворчеством, Древнюю Русь, богатую сказками и былинами. И всё же центральной темой его творчества остаётся Алтай, недаром профессор В.Д.Кубарев назвал М.П.Чевалкова «настоящим сыном Алтая».
  • К 250-летию вхождения Алтая в состав России
  • СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ*
  • Влияние этнической культуры старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины на духовно-нравственное становление личности*
    «Ранний период заселения Алтая русскими начинается на рубеже 17 – 18 веков. Усть-Коксинский район — наиболее самобытный район Республики Алтай, где сохраняется древняя русская культура, а Верхний Уймон — одно из самых старых поселений Алтая. Официальная дата его основания — 1786 год, хотя старожилы утверждают, что ему больше 300 лет». Материальная и духовная культура старообрядцев и переселенцев Уймонской долины впитала в себя всё многообразие древнеславянского, православного русского народа и сохранила все старые церковные традиции и обряды, пришедшие вместе с христианством из Византии ещё при крещении Руси в 988 году.
  • ЛЕТО НА АЛТАЕ
    В начале июня состоялась поездка детей из Верхнего Уймона в Новосибирск, в Музей Рериха. Могли ли мы раньше помыслить об этом — алтайские дети, без родителей, поехали за тысячу километров по приглашению СибРО. В Новосибирске они выступили с концертом, который готовили специально для этой поездки.
  • Встречи с новыми друзьями
    1 июня Музей Н.К.Рериха встречал долгожданных гостей — детей из далёкого горно-алтайского села Верхний Уймон, где в 1926 году останавливался со своей экспедицией Н.К.Рерих. Сотрудники Музея давно готовились к этой встрече, продумывали — какие слайдпрограммы показать детям, о чём рассказать, куда сводить их. Для девочек и мальчиков, приехавших сюда со своей учительницей музыки, это было первое большое путешествие. Они выросли вдали от городов, среди первозданной красоты горных вершин, лесов, рек и цветущих лугов, там, где сохранена любовь к окружающему миру, к традициям своих предков.
  • ЖИЗНЬ МУЗЕЯ
    22 апреля в Музей приехала группа детей из села Алтайское (Алтайский край), которые не только осмотрели Музей, но и сами показали литературно-музыкальную композицию «Звёздам навстречу». Это мероприятие прошло в рамках работы педагогиче­ской секции СибРО, которая 23 апреля провела очередную встречу на тему «Детям о дальних мирах».  В этот же день на закрытии выставки «Алтай. Ступени грядущего» профессором искусствоведения из университета штата Оригон (США) Э.Якобсон была проведена лекция с показом слайдов.
    Главным событием апреля было празднование 70-летия Пакта Рериха...
  • «АЛТАЙ. СТУПЕНИ ГРЯДУЩЕГО»
    Ценность выставки состоит в том, что родилась она в сотрудничестве таких учреждений, как Музей археологии и этнографии СО РАН, Музей Н.К.Рериха в Новосибирске и Музей истории, литературы и искусства Алтая (г. Барнаул). Именно сотрудничество науки, культуры и искусства будет складывать ступени грядущего расцвета Алтая, Сибири, России и всего мира. Само рождение выставки было необычным: от прекрасных фотопейзажей Алтая, автором которых является доктор исторических наук, археолог Владимир Дмитриевич Кубарев, выставка выросла до обширной экспозиции, включающей экспонаты раскопок древних курганов (V – IV вв. до н.э.), фрагменты наскальных рисунков, каменные изваяния и предметы археологических раскопок из личной коллекции Николая Константиновича Рериха.
  • «СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЁТ»
    «Уважаемый Анатолий Петрович! Ваша выставка ежедневно собирает множество посетителей, которые с восхищением любуются Вашими полотнами. Каждая картина наполняет теплом, любовью, красотой. Осталось чувство умиротворения, нежности. Желаю дальнейших творческих успехов. Пусть ещё сотни, тысячи людей увидят красоту Алтая Вашими глазами, прочувствуют душой».
  • Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. V. История создания Мемориального музея Н.К.Рериха в селе Верхний Уймон (Республика Алтай)
    ...Все эти годы подлинный дом Атаманова продолжал разрушаться. Он по-прежнему был памятником местного (муниципального) значения, но ни районное, ни республиканское руководство не предпринимали никаких действий для его восстановления. Намерение Комиссии по созданию Дома-музея Н.К.Рериха провести реставрационные работы вторым этапом — растянулось на десятилетия.
    В 1995 году Сибирское Рериховское Общество (СибРО) активно включилось в решение этой проблемы. Ходатайство Сибирского Рериховского Общества было поддержано Государственным Собранием Эл Курултай республики Алтай, которое вынесло 20 июня 1996 года Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К.Рерих», в Список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. В 1995 году СибРО заключило договор с алтайским филиалом Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» на разработку научно-проектной документации.
  • БЛАГОСЛОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ УЙМОНА
    Погружаясь в атмосферу Музея, хорошо представляешь сцены из жизни Рерихов. Вот по этой лестнице поднималась Елена Ивановна, у этого раскрытого окна она сидела, писала книгу «Община»; глядела в окно, на горы, волновалась за сына Святослава, от которого давно не было писем. За этим столом разбирались собранные за день минералы, камни, травы; всё это сортировалось, подписывалось и укладывалось в коллекции для дальнейших исследований. Вхожу в следующую комнату, где жил Юрий. Он смотрит на меня с фотографии: молодой, озорной, рядом с ним — белая собака с умными глазами. Подхожу к окну, смотрю на виднеющиеся совсем рядом горы, на фоне которых сделан этот снимок.
  • Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. II. Алтай: Барнаул — Бийск — село Верхний Уймон
    26 июля 1926 года члены экспедиции Рериха прибыли в Новониколаевск (ныне Новосибирск). На обратном пути они задержатся здесь на восемь дней, но в этот раз они на следующий же день погрузились на пароход и направились в столицу Алтайского края — Барнаул. Зинаида Григорьевна Фосдик пишет об этой поездке в дневнике: «...Мы плыли по реке Обь, прекрасные места, вели такие беседы, так много было нам дано... Незабываемые дни. (...) Огромная река Обь и такая широкая!» «Кругом леса, чудесный, благоухающий ароматом сосен воздух».
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Природа – самая доступная форма воспитания прекрасного»
    У алтайцев особое бережное отношение к природе. Они обожествляли горы, деревья, реки. Считалось, что вода и огонь очищают человека, обновляют его; что вся живая природа способна мыслить и чувствовать. Поэтому не позволялось без надобности срезать и ломать ветки: «Это дереву больно». Сломать ветку цветущей черёмухи считалось смертным грехом. В Учении Живой Этики сказано: «...Земные цветы — единственная связь живая земли с небом».
  • ГЕРОИКА АЛТАЯ
    Когда поёт кайчи — исполнитель алтайского героического эпоса, — кажется, весь мир затихает. И люди, и природа внимают величественным ритмам горлового кая. Озёра успокаивают свои воды, горы ещё выше вздымаются к небесам, фантастические очертания принимают облака и из-за них появляется славный богатырь на коне. Так изображено на детском рисунке; так по традиции считается, что то, о чём поётся в сказании, уже было когда-то и будет всякий раз, когда кайчи, а вместе с ним и слушатели представляют в мыслях деяния и подвиги героев. В то верит душа алтайца, и потому, наверное, любимые образы богатырей так легко и зримо воплощаются в изобразительном творчестве, особенно детском.

Статьи из журнала «Восход» о Музее Н.К.Рериха на Алтае

  • 28.10.2011 «Спасибо за свет, добро и знания...»
    В летние месяцы 2011 года на Алтае стояла очень тёплая и в основном сухая погода, и количество посетителей Мемориального Дома-музея Н.К. Рериха в с. Верхний Уймон было очень велико. За летний период здесь побывало около пяти с половиной тысяч человек. Музей Н.К. Рериха стал достопримечательностью не только районного, но и республиканского масштаба. Сюда регулярно приезжают на экскурсии детские группы, заинтересованные туристы, бывают именитые гости. Растёт интерес к имени Рериха, к деятельности музея, рериховской литературе.
  • НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК НА АЛТАЙСКОЙ ЗЕМЛЕ
    1 и 2 июля 2011 года в Республике Алтай состоялся традиционный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая». Он был посвящён трём знаменательным юбилеям: 255-летию добровольного вхождения Алтая в состав России, 85-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха на Алтае и 20-й годовщине Республики Алтай. Празднования проходили в Усть-Коксе и в селе Верхний Уймон. Этот фестиваль стал ярким свидетельством согласия и единения культур народов, проживающих в Республике Алтай.
  • В ПОИСКАХ МИРА РЕРИХА
    Поводом стала короткая заметка в газете «Известия». Некто Лаптев писал из г. Бийска на Алтае, что в селе Верхний Уймон, где экспедиция Николая Константиновича Рериха ненадолго останавливалась в августе 1926 года, до сих пор в крестьянских избах можно найти его горные этюды...
  • ДРЕВНЯЯ ЛЕТОПИСЬ АЛТАЯ
    В только что отреставрированном старинном амбаре, приспособленном под выставочный зал, разместились экспонаты, среди которых фотографии, сделанные сотрудниками СибРО во время экспедиции по Онгудайскому району Горного Алтая — одному из самых насыщенных древними памятниками; артефакты, предоставленные известным археологом В.Д. Кубаревым; прорисовки петроглифов из Усть-Коксинского района, переданные на выставку новосибирским искусствоведом Е.П. Маточкиным; графические работы на исторические темы алтайского художника М.П. Чевалкова, а также рисунки Н.К. Рериха, относящиеся к его раскопкам в Новгородской губернии.
  • ЛЕТО-2009 НА АЛТАЕ
    Закончился очередной летний сезон в Музее Н.К. Рериха на Алтае, наполненный большой радостью совместной работы, яркими впечатлениями от встреч с людьми, приезжающими сюда со всех концов земли. О летних месяцах работы Дома-музея Н.К. Рериха в селе Верхний Уймон рассказывают друзья и сотрудники Сибирского Рериховского Общества.

  • ТАМ, ГДЕ РАСЦВЕТАЕТ ЖАР-ЦВЕТ
    После капитальной реконструкции силами СибРО верх-уймонского клуба село стало активно обновляться. Появились новые здания почты и магазина, засияли разноцветными крышами дома сельчан, а старенький бревенчатый дом напротив клуба выкрасили в голубой цвет. Сердце простого человека откликается на красоту, надо лишь подать действенный пример.
    Природа также радует нас дивными явлениями: восхищались необычным радужным свечением на вершинах Теректинского хребта, любовались серебристо-голубыми всполохами, беззвучно освещавшими ночное небо, и молниями, пробегавшими по траве.
  • «ЖИВИТЕ ВЕЧНО, РОДНИКИ АЛТАЯ!»
    С 12 по 15 июня в Усть-Коксинском районе Республики Алтай проходил десятый фестиваль русского народного творчества РОДНИКИ АЛТАЯ, который собрал более 840 участников и около 5 тысяч гостей. Кроме делегаций от каждого района Республики в празднике приняли участие гости из Хакасии, Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского края и Казахстана. Учредители фестиваля — Министерство культуры России, Правительство Республики Алтай, Мини¬стерство культуры Республики Алтай, Республиканский центр народного творчества, Администрация Усть-Коксинского района.
  • ТРУД, ПРИБЛИЖАЮЩИЙ МЕЧТУ
    Все юные резчики, несмотря на загруженность в школе, постоянно трудятся — не только во время учебного года, но и на каникулах. Усердно оттачивают своё мастерство Иван Казанцев, Владимир Романов, Анатолий Клименко, Владимир Иванов. Они начали с самых простых работ, а сейчас уже украшают резьбой навесные шкафы, большие блюда и сундучки.
  • ПУТЬ, ЗАПОВЕДАННЫЙ В ВЕКАХ
    Более 80 лет прошло с тех пор. Много событий произошло за это время. В мире сформировалось уникальное общественное течение — Рериховское движение, которое сейчас имеет грандиозный размах. Философия и идеи Рерихов становятся всё более известными. Эволюционное значение деятельности их семьи всё больше осознаётся и признаётся людьми планеты. Возникающая на наших глазах сеть музеев Рериха в местах остановок экспедиции — поразительное свидетельство того, что посеянные зёрна света взрастают и дают свои всходы.
  • СОБЕСЕДОВАНИЯ. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы сотрудников Рериховских Обществ 7 февраля 1993 г.
    ...-- Наталия Дмитриевна, что самое яркое запомнилось Вам от встреч со Святославом Николаевичем Рерихом?
    -- Необыкновенно светлый облик, необыкновенно простой и приветливый — вот что меня поражало; такой великий человек и так просто с нами держится — как с равными, не даёт понять, насколько он выше нас. И как он всегда был приветлив!.. 
  • ЗАРНИЦЫ АЛТАЯ
    В такой вечер мы собрались в выставочном павильоне посмотреть фильм. За окном — всполохи зарниц, а перед внутренним взором проходят дни, проведённые на Алтае. Многое из задуманных планов воплотилось: уже идут занятия в отремонтированных нами музыкальных классах клуба — сияющих и пахнущих свежей краской; проведена вода во флигель Музея; сделаны запланированные работы в мастерской... В рабочей комнате на стене висят рядом две ре­продукции картин Н.К.Рериха — «И Мы трудимся» и «Заморские гости». Эти картины отражают реальную жизнь Музея. Да, приходится много трудиться, чтобы донести до людей духовные знания. А сколько ищущих приезжают издалека в Музей! С раннего утра до позднего вечера принимаем посетителей из разных стран ближнего и дальнего зарубежья — несколько тысяч человек в год! Неутомимо трудятся экскурсоводы...
  • НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК АЛТАЯ
    Перед зрителями проходит парад участников празд­ника. Его открывает делегация Горно-Алтайска, столицы Республики Алтай, во главе колонны — мэр города Виктор Александрович Облогин. Под аплодисменты зрителей проходят делегации Майминско­го, Турачакского, Чемальского, Улаганского и других районов, возглавляемые руководителями админи­страций. В Республике Алтай один город и десять районов, и все прислали своих представителей на Эл Ойын.
  • ЗАМЕТКИ ОБ АЛТАЕ
    Какая была тишина, когда они смотрели видеофильм студии СибРО «Жизнь Космоса»! Затем обсуждали увиденное. Детей восхитили красота и гармония, царящие в Космосе. На вопрос, как они считают, есть ли жизнь на других планетах, — ответили дружно, не задумываясь: «Есть!» На некоторое время наступила тишина, и в этой тишине раздался тихий, задумчивый голос мальчика: «Хотя учёные об этом ничего не говорят». «А вот об этом скажете вы, — говорю им. — Когда подрастёте, наука шагнёт далеко вперёд, усовершенствуется техника и вы будете летать на другие планеты, изучать законы Космоса и обязательно обнаружите жизнь, другие цивилизации». И в широко распахнутых глазах я увидела готовность хоть сейчас лететь на любые планеты.
  • ЗИМНЕЕ ЧУДО АЛТАЯ
    Летят стремительно дни, наполненные работой и впечатлениями. С утра надо наколоть дров, истопить несколько печей, наносить воды, приготовить обед и не снижать ритма основного труда и в Музее, и в подшефном сельском клубе, где производится ремонт.
  • МАГНИТ АЛТАЯ
    Не миновали нас и работники телевидения. Приезжала съёмочная группа Центрального телевидения за материалами для своей передачи. Через некоторое время появилась ещё одна группа от частного канала, возглавляемая достаточно известной телеведущей, собирающей материалы для авторской передачи. К сожалению, вопросы и одних и вторых были такого рода: «Рерихи искали Шамбалу, как вы полагаете, они нашли её? Могли они найти её на Белухе? Почему внезапно экспедиция была вынуждена покинуть Верхний Уймон?». Увидев наши недоумённые лица, они настойчиво продолжали: «А давайте пофантазируем на эту тему! Ну почему невозможно, давайте попробуем!». Грустно было видеть, что люди, имеющие выход на самую широкую аудиторию, считают возможным говорить о Рерихе, не познакомившись с его трудами. Думаем, им будет нетрудно найти тех, кто с удовольствием захочет «фантазировать» на предложенные темы, а потом эти мнения прозвучат в эфире и будут многими приняты как достоверные сведения.
  • НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА С АЛТАЕМ
    Вновь едем трудиться в Музей Н.К.Рериха на Алтае. Наша группа состоит из шести человек. Нас ожидает испытание, своего рода экзамен — как мы усвоили урок о сотрудничестве? Существует мнение, что достаточно только трудиться — и труд на общее благо объединит коллектив. Но это только в том случае, если между сотрудниками установилась хоть какая-то гармония: взаимопонимание, доброжелательность, забота друг о друге. Если ничего этого нет, то и совместного труда не получится. Наталия Дмитриевна Спирина говорила нам, что совместный труд — это ещё не сотрудничество. Там, где нет желания понять и помочь, сотрудничества не получается. Важно проявить терпение — и наградой тебе будет улыбка товарища, его сияющие глаза, а главное — обязательно начнут налаживаться добрые отношения. И поверьте, ради этого не жаль ни времени, ни трудов.
  • ЮБИЛЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА АЛТАЕ. Август 2006 года
    Сибирское Рериховское Общество в рамках культурной деятельности в этом регионе запланировало ряд мероприятий, связанных с юбилеями. И к тому времени, когда в СибРО пришло приглашение от главы администрации Верхне-Уймонского сельского поселения Марии Александровны Доготарь «посетить мероприятия, посвящённые празднованию 80-летия пребывания Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха в с. Верх-Уймон», участие нашей организации в праздновании уже было намечено в следующем объёме: к 250-летию вхождения Алтая в состав России СибРО готовило две выставки репродукций картин алтайских художников — Г.И.Чорос-Гуркина и М.П.Чевалкова. В подарок селу, отмечавшему своё 220-летие, СибРО обязалось отремонтировать зрительный зал сельского клуба. К этому же сроку был приурочен выпуск книги «Рерих и Алтай», издавались календари и буклеты. Кроме того, мы запланировали принять участие в ярмарке прикладного искусства, проводимой (согласно программе) в дни празднования: поставить из Новосибирска изделия мастеров народных промыслов, а также организовать выставку-продажу предметов, изготовленных школьниками Верхнего Уймона на уроках труда под руководством сотрудника СибРО.
  • ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕРДЦЕ АЗИИ
    Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) — известный во всём мире великий художник, учёный, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист. «Сделанное им не укладывается в обычные представления о человече­ских возможностях», — сказал сибир­ский учёный, академик А.П.Окладников. Организованная Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция, ставшая крупнейшим до­стижением в области географических исследований планеты, явилась настоящим научным и человеческим подвигом.
  • ЗДРАВСТВУЙ, АЛТАЙ!
    ...И вот наступило солнечное утро — морозно, трава белая от инея. Ждём. Уже слышны детские голоса: это первая группа шестилеток, они идут парами — важные. Синие тапочки (бахилы), которые мы им надевали поверх обуви, удивили их; сидя на лавке, они радостно шелестели ножками.
        После просмотра видеофильма «Зелёные гости» дети оживились, теперь можно идти к картинам. Говорим о Сергии-Строителе: слушают внимательно, смотрят радостно и задают много вопросов. Детские глаза часто видят гораздо больше, чем мы думаем, и вопросы их неожиданно глубоки. Благодаря детям, Музей наполнился особым ощущением радости, Он как бы ждал этих маленьких людей и был им очень рад.
  • Там, в Верх-Уймоне, или разговор с архитектором
    Вообще, по сравнению с тем, что у нас тут порой делается в области строительства, реставрация усадьбы Атамановых — это наиболее цивилизованная стройка во всех отношениях. Когда появилось заявление, я поднял документацию. Увидел, что выполнена она грамотно, согласована во всех соответствующих инстанциях. Причём проектировщики подошли к делу не формально — они делали шурфы на территории, раскопки, собирали сведения у старожилов. Одним словом, провели и предпроектный анализ. Причём, конечно же, он не был простым. Ну, спрашивают бабушку. Та: «Да вроде так было...» Другая: «Вот так было...» Известно, сколько людей, столько и мнений. Они всё это синтезировали и выдали проект. Казалось бы, достаточно. Я, как чиновник, мог бы удовольствоваться этим. Но поскольку я архитектор не только по долгу службы — сам тридцать лет занимался проектированием, то есть реальный проектировщик, — я решил посмотреть на месте. Да, в процессе реализации проекта шли корректировки. И все, кто когда-нибудь сталкивался с реставрационными работами, знают, что это неизбежный и закономерный процесс. Корректировки в Верх-Уймоне шли как раз в направлении учёта всех замечаний и предложений.(...) Обратите внимание — здание реставрируется практически на энтузиазме. Все ходят просить денег — в администрацию района, в правительство республики. А Сибирское Рериховское Общество не просит ни у кого, и работы ведутся квалифицированно, с душой. Это — лучшая из строек района.
  • В СЕРДЦЕ РОССАЗИИ
    Прошли годы, и время не развеяло память о великих людях. В Уймонской долине, в доме В.С.Атаманова, где останавливались участники экспедиции, появился Музей Н.К.Рериха, созданный силой народного энтузиазма. Этот Музей — не просто дань памяти и любви к членам великой семьи, беззаветно служившей человечеству, но ещё и свидетельство того, что живо сердце народа и устремляется оно к новым знаниям и свершениям во имя Добра. Не мала летопись этой народной стройки, начатой более десяти лет назад сотрудниками Сибирского Рериховского Общества, вдохновлёнными своим высоким руководителем Наталией Дмитриевной Спириной.
  • ЛЕТО НА АЛТАЕ
    В начале июня состоялась поездка детей из Верхнего Уймона в Новосибирск, в Музей Рериха. Могли ли мы раньше помыслить об этом — алтайские дети, без родителей, поехали за тысячу километров по приглашению СибРО. В Новосибирске они выступили с концертом, который готовили специально для этой поездки.
  • «НАШ ПУТЬ – БУДЬ!»*
    Семья Рерихов провела нас через весь ХХ век, который войдёт в историю развития человечества как самый тёмный из всех веков, какие знала история, накануне наступления эпохи Света.
    Мы являемся свидетелями того, как вопреки всем противодействиям неудержимо множится число людей, строящих своё мировоззрение на основе Учения Живой Этики; в самых отдалённых от крупных центров городах и посёлках возникают Рериховские общества и группы; уже появляются исследования о Рериховском движении в России. И перед всеми, кто изучает Живую Этику, встают очень серьёзные вопросы, решать которые людям, не имеющим духовного руководства, непросто. Рано или поздно, но неизбежно наступает момент, когда требуется определить те ориентиры, по которым можно сверить своё понимание прочитанного, и найти приложение своим силам и знаниям в труде на Общее Благо.
  • Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. V. История создания Мемориального музея Н.К.Рериха в селе Верхний Уймон (Республика Алтай)
    ...Все эти годы подлинный дом Атаманова продолжал разрушаться. Он по-прежнему был памятником местного (муниципального) значения, но ни районное, ни республиканское руководство не предпринимали никаких действий для его восстановления. Намерение Комиссии по созданию Дома-музея Н.К.Рериха провести реставрационные работы вторым этапом — растянулось на десятилетия.
    В 1995 году Сибирское Рериховское Общество (СибРО) активно включилось в решение этой проблемы. Ходатайство Сибирского Рериховского Общества было поддержано Государственным Собранием Эл Курултай республики Алтай, которое вынесло 20 июня 1996 года Постановление о включении «усадьбы Атамановых в селе Верхний Уймон Усть-Коксинского района, в которой в 1926 году останавливался Н.К.Рерих», в Список особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай. В 1995 году СибРО заключило договор с алтайским филиалом Сибирского института «Сибспецпроектреставрация» на разработку научно-проектной документации.
  • БЛАГОСЛОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ УЙМОНА
    Погружаясь в атмосферу Музея, хорошо представляешь сцены из жизни Рерихов. Вот по этой лестнице поднималась Елена Ивановна, у этого раскрытого окна она сидела, писала книгу «Община»; глядела в окно, на горы, волновалась за сына Святослава, от которого давно не было писем. За этим столом разбирались собранные за день минералы, камни, травы; всё это сортировалось, подписывалось и укладывалось в коллекции для дальнейших исследований. Вхожу в следующую комнату, где жил Юрий. Он смотрит на меня с фотографии: молодой, озорной, рядом с ним — белая собака с умными глазами. Подхожу к окну, смотрю на виднеющиеся совсем рядом горы, на фоне которых сделан этот снимок.
  • СВЕТ АЛТАЯ
    В этом году строительству Музея Н.К.Рериха на Алтае в Верхнем Уймоне исполнилось семь лет. В одном из обращений Наталия Дмитриевна Спирина сказала: «Мы строим Музей, Музей строит нас». За время строительства Музей помог нам выстроить новые отношения друг с другом, новые отношения к делу, к Учению и Учителю.
    Музей преображает многих входящих в него, и люди выходят оттуда уже другими. Это видно по их глазам, это подтверждают их слова и отзывы в книге гостей. Музей настраивает на единение и сотрудничество, которые в этом году особенно проявились: во-первых, это доброжелательные отзывы местных жителей, которые откликались на наши просьбы о помощи и советах; это и посетители, которые предлагали поделиться своим накопленным материалом. Так, женщина из Тамбова предложила подборку из книг Учения Живой Этики «Алтайские сёстры»; ученик П.Ф.Беликова обещал поделиться материалами переписки со своим духовным руководителем; группа реставраторов предложила помощь в оформлении документации; заведующая старообрядческим Музеем нашла нужную нам для работы книгу, предоставила материалы для просмотра и фотографирования экспонатов. Так Музей объединяет многих сотрудников.

 

 
Мысли на каждый день

Принимай участие во всем сущем. Оно для тебя, и ты для него.

Надземное, 310
История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition 

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай.  С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община». 

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.