Учение Живой ЭтикиСибирское Рериховское
Общество
Музей Н.К. Рериха
в Новосибирске
ИЦ РОССАЗИЯ
Журнал ВОСХОД
Книжный
интернет-магазин

  Наши Учителя и
  Вдохновители
   
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

Фото- и медиа-архив



 

Анатолий Петрович Веселёв


Биографическая справка

Веселёв Анатолий Петрович родился в 1952 году, в г. Горно-Алтайске, республика Алтай.

Рисовать начал с самых ранних лет. В школе участвовал в выставках рисунков, в конкурсах классных газет. Копировал картины известных мастеров живописи. Начиная с 6 класса оформлял в школе стенды, зал для школьных праздников. Во время службы в армии руководил художественной мастерской гарнизона, а после демобилизации стал учить рисованию и черчению ребят в школе-интернате.

В 1974 году поступил в Горно-Алтайский филиал Санкт-Петербургского пединститута на факультет естествознания (факультет химии и биологии). После окончания института в 1979 году работал на разных производствах и по многим специальностям, а в 1988 году пришёл работать в художественную мастерскую при городском Доме культуры. Через год стал участвовать в городских выставках. Более 10 его работ закуплено Национальным музеем им. Анохина в Горно-Алтайске.

С 1993 года Анатолий Петрович решил путешествовать как свободный художник. Прошёл с рюкзаком и этюдником весь Горный Алтай. Изучал травы, цветы, растения, птиц, насекомых, животных. Каждое лето – новые маршруты по Алтаю, новые впечатления и новые работы.

В 1996 году была издана «Красная книга Республики Алтай». Два раздела в ней — «животные» и «насекомые» — проиллюстрированы Анатолием Петровичем Веселёвым.

В 1999 году художник приезжает в село Верхний Уймон для участия в строительстве Музея Н.К.Рериха на базе усадьбы Атамановых. За период 2000-2003 г.г. им были созданы акварельные работы, которые составили основу выставки «Алтайские пейзажи». Все 105 работ этой выставки были подарены автором Сибирскому Рериховскому Обществу. В феврале 2004 года в г.Новосибирске в выставочном зале Музея Н.К.Рериха прошла персональная выставка акварелей, карандашной графики и живописи маслом. Выставка пользовалась большим успехом.

Более пяти лет Анатолий Петрович ведёт регулярные наблюдения за погодой в Уймонской долине, отмечая температуру, облачность, направление и силу ветра. Ведутся наблюдения за звёздами и солнцем, отмечаются прилёт птиц и редкие явления в природе. Всё это служит глубокому пониманию природы и раскрытию её жизни, накапливанию опыта, который реализуется в творчестве художника.

Перейти в галерею картин А.П. Веселёва

Слово к выставке А.П. Веселёва

«Открыть глаза людей на радости земли:
На солнечную песнь закатов и восходов,
На блики облаков, которые легли
Небесным цветником по голубому своду..."
Н.Спирина

Эта выставка открывает нам прекрасный мир образов, созданный нашим художником Анатолием Петровичем Веселёвым, человеком талантливым и способным не только увидеть красоту окружающего мира, но и достойно и вдохновенно отобразить его в своих работах. Первое впечатление от картин – ощущение света, исходящего от них. При любых состояниях природы или освещённости картины светятся и сияют. То торжественно и звеняще, то мягко и приглушённо, то едва уловимо пробиваясь сквозь ночную тьму.


Чистота, звонкость и прозрачность красок картин Веселёва позволяют прикоснуться к этим тонким и хрупким состояниям природы, уловить торжественное звучание мира КРАСОТЫ.


Какое богатство оттенков, едва уловимых переходов цвета!

Как точно отражены перспектива и освещение. Удивительный дар композиции позволяет автору каждую картину сделать неповторимой, запоминающейся и в то же время созвучной с другими. В работах нет случайностей, нет неточностей или ошибок в цвете, рисунке, композиции. Всё цельно, законченно, сложено в единое гармоничное целое. Это редкое качество сложилось из большой требовательности автора к своему творчеству, к себе самому. Для него нет мелочей, всё важно и всё должно быть отражено тщательно и достойно, именно поэтому картины не только поэтичны и музыкальны, но и жизненно правдивы.

Особый цикл работ посвящён строительству Музея Н.К. Рериха, восстановлению бывшего дома и усадьбы Атаманова.

Для нас эти работы особенно ценны и значимы как отображение рождения Музея.

Вот он – сруб Музея, пока ещё без окон, без прируба. Стоит сиротливо и ждёт. Вот ночь, зима, свет луны, кругом словно в пустыне пусто и одиноко, а музей ждёт, ждёт весны и продолжения строительства. Что пережито автором, безвыездно в одиночестве прожившем пять долгих зим на усадьбе? О чём думалось, о чём мечталось в эти долгие зимние ночи?


Что чувствовал автор, когда писал эти виды Музея? Все эти чувства и настроения – в его работах. А Музей встречает весну и лето, сияет новыми окнами, радуется восходу солнца и радуге, одуванчикам и зелени травы вокруг. А вот уже и лестница внутри Музея излучает теплоту дерева и теплоту рук мастера, который её сделал. Вот уже и печь сложена его же руками, и горит пламя, так созвучное по краскам картине Н.К. Рериха, видной сквозь проём в связи избы. Вот первое детище его топора – банька, срубленная и сложенная в одиночку. Вот амбары, в одном из которых прожиты долгие зимы. Вся эта серия очень поэтична и в то же время наполнена внутренним смыслом и напряжением.

Музей под звеёдным ночным небом. Белое безмолвие земли и зовущие звёзды. Автору знакомо ночное небо. Известны все созвездия, не случайно звёздная карта прочно утвердилась на одной из стен, а Анатолий Петрович с готовностью «водит» нас на экскурсии по ночному небу. Это ещё одна грань его увлечений. Так же, как и ежедневное наблюдение за погодой, температурой, направлением ветра, всеми явлениями природы. Скрупулёзно и точно ведёт эти записи автор уже несколько лет, выстраивает графики показаний, сравнивает амплитуды, отмечает необычные. И это же помогает ему как художнику глубже проникнуть в мир стихий и природы, в процессы перемен климата. Он исследователь по натуре. Исследователь тонкий и бережный.

На его декоративных композициях так точно и художественно выписаны каждый листик, каждая тычинка цветка, малейшие волоски растения,  строение насекомых. Словно в микроскопе наблюдаем мы эти сочетания цвета, линии узоров, тонкость и сложность растений, бабочек, насекомых.


Автору близок и интересен этот мир «от былинки до звезды», и он с восхищением и талантом отражает этот мир для нас в своих картинах.

Особое место в его творчестве занимают панорамные пейзажи Уймонской долины и Катуни в разное время суток и в разные времена года. Они в чём-то созвучны гималайским этюдам Н.К. Рериха. Чистотой и прозрачностью, нежностью цвета и отражением солнечных бликов на гребнях гор, суровостью и торжественностью состояний, величием горных массивов, их сокровенным смыслом. Один и тот же вид, но написанный в разное время, каждый раз открывает новое, помогает уловить многие оттенки и переходы тонов, обогащая восприятие пейзажа.


Удивительны и камерны акварели небольших фрагментов пейзажа: несколько деревьев, отражающихся в воде или отбрасывающих тени на снегу, одинокий куст или дерево среди поля. Словно шёл мимо и вдруг увидел этот уголок первозданной красоты, живущий своей чистотой и тихой жизнью. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь ветви деревьев, бликами отражаются на стволах деревьев и на поверхности воды, лёгкие тени, звенящая чистота и музыка тончайших переходов. Удивительная гармония! Каждый откроет сам для себя то, что ему близко в этих творениях, но одно можно сказать уверенно, что никто не пройдет равнодушно. Каждый сумеет уловить частицу красоты, созданной автором, и унести с собой радость от встречи с прекрасным.

«Через искусство имеете Свет». И эта выставка понесёт свет по миру, благодаря трудам талантливого художника, умелого плотника и печника, мастера на все руки – Анатолия Петровича Веселёва. Мы ждём новых встреч и новых работ и творений нашего художника, молодого и бодрого духом, лёгкого на подъём и отзывчивого на красоту, общинника и сотрудника.

Рассказывал Виктор Лихачев


 

 
Мысли на каждый день

Оставьте все предрассудки – мыслите свободно.

Зов, 24.03.1920
История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition 

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай.  С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община». 

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.