Не будьте недовольными, разве на самих себя. Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 5 |
В книге «Рерих и Сибирь» читаем в статье В.Е. Ларичева: «Н. К. Рерих, питавший отвращение к насилию человека над человеком,… посетил с Вахрамеем Семеновичем [Атамановым] место расстрела белыми одиннадцати партизан на Большой балке... Н. К. Рерих почтил память павших и отметил могилу, положив на нее гладкую каменную плиту. На обращенной к земле плоскости ее им была сделана какая-то надпись. В селе Тюнгур он осмотрел деревянный памятник еще одному участнику сражений недавних лет — Петру Сухову. В дневнике после посещения района, «где народ был побит в горах», появилась запись: «Все носит следы гражданской войны. Здесь, на Чуйском тракте, засадою был уничтожен красный полк. На вершине лежат красные комиссары. Много могил, по путям и около них растет новая, густая трава».
В настоящее время на окраине деревни, в узком месте горной дороги, где отряд П.Ф. Сухова был расстрелян белогвардейцами из засады, стоит мемориал . Впервые он был открыт 1 сентября 1977 года. В советские годы его поддерживали в хорошем состоянии, но со временем обелиск ветшал, пришло в негодность деревянное ограждение. И вот в наши дни региональная организация КПРФ в Республике Алтай помогла с реставрацией, и 10 августа в Тюнгуре состоялся торжественный митинг, посвященный восстановленному памятнику и 100-летию со дня гибели отряда.
Как было отмечено в газете «Уймонские вести» журналистом Светланой Ковальчук, на торжественной церемонии глава администрации Олег Кулигин сказал, что «каким бы ни было советское прошлое, его наследие, запечатлённое в скульптурах и архитектуре необходимо сохранить. Не надо вести борьбу с памятниками, с историей. Ее уже не переделаешь. Памятники тем, кто вошел в историю, нужно сохранять, а историю изучать. Какой бы она ни была — хорошей или плохой — это история нашей страны. Наши потомки должны знать историю родного края».
На мемориал были возложены венки. А после митинга в Тюнгурском доме культуры прошёл концерт, где звучали стихи и песни о родном крае, о России, о народной памяти.
Были на открытии обновлённого памятника и сотрудники СибРО. И непреложно верилось, что и трагические страницы истории, и вдохновенный зов строителей культуры и мира постепенно научат будущие поколения строить жизнь более гармонично и красиво. И, как прорастает у обелисков «новая, густая трава», так прорастут поверх всех прошлых путей ростки нового, более совершенного будущего.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.