Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Преданностью можно достичь всех врат. Не забудем это ни на мгновение.

Иерархия, 177

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Масочный режим обязателен.
Часы работы
Летний сезон: ежедневно
с 9-00 до 19-00
Цена билета
Гражданам РФ:
Полный билет – 300 руб.
Льготный билет – 50 руб. (дети 7-17 лет)
Иностранцам:
300 руб.
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты
Масочный режим обязателен.
Общая лента новостей СибРО

Февральские экскурсии по Музею Н.К. Рериха в Верх-Уймоне: 1 этаж

27.02.2021


❄ Как поживает Музей Рериха в зимние времена? Как ни удивительно, и зимой приезжают машины путешественников, экскурсии продолжаются. Зима - особенное время, когда в залах можно оставаться подолгу. Заглянем и мы в музейные залы с фотоаппаратом - не спеша.

1) Встречает посетителей музея ещё во дворе карта экспедиции. Сейчас все лавочки под снегом... А летом на них нет свободного места. Внутри посетителей ждёт почти такая же карта, но летом часто сразу несколько групп слушают экскурсии :)

2, 3, 4). В "прирубе", куда мы попадаем с порога, летом можно снять обувь или надеть бахилы, сверить свои пути с картами и послушать экскурсовода. Окон в этом помещении нет, и в традиионной избе оно не отапливалось.

5,6) Перед тем, как попасть в комнату, которое называется "связь", мы проходим ещё через совсем маленькую комнатку с маленьким окошечком, она тоже играет роль тамбура между холодным и теплыми помещениями.

7) Комнатка - "связь", откуда можно попасть в комнаты первого этажа, а также подняться на второй. Здесь размещены репродукции картин и слова Николая Константиновича Рериха: "Истинно, "Алтай - Гималаи" - два магнита, два равновесия, два устоя".
Зимой, как видите, обувь мы снимаем здесь - потому что в прирубе слишком холодно.

Видео - от 5 января. Представьте морозное утро с температурой -45 - но возле Музея уже несколько машин: не побоялись проехать сюда по зимнему горному серпантину Москва, Екатеринбург, Омск...


Далее заглянем в комнату, называвшуюся "избой". В ней расположена печка, а в музейной экспозиции представлены предметы быта старообрядцев, иконы, экспедиционные фотографии, рисунки Н.Н. Нагорской.

Экспедиция Рериха пробыла в Верх-Уймоне 12 дней. Работали очень напряжённо. Каждый день выезжали в горы, в окрестные сёла. Изучали быт и культуру алтайских народов и русских староверов. Вели геологические исследования, собирали коллекцию минералов, образцы и семена растений, коллекцию предметов старинной крестьянской одежды, строили планы хозяйственного и культурного развития этого региона. Также Н.К. каждый день выезжал верхом в горы на этюды.

Хозяин усадьбы, Варфоломей (Вахромей) Семёнович Атаманов, как лучший знаток потаённых троп Алтая, неоднократно водил по горам и долинам Прикатунья экспедиции учёных и художников. Среди них был исследователь Алтая, профессор Томского университета Сапожников, инженер-геолог Падуров и знаменитый алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин.

По рассказам и рекомендациям Н.К. Рерих знал о Вахромее Семёновиче как об одарённом и просвещённом человеке, а наблюдая за ним, записывает в своём дневнике: «…он знает и руды, знает и маралов, знает и пчёлок, а главное… — знает он травки и цветики. … И не только он знает, как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими … и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей Целитель, не тёмное ведовство, но опытное знание».

Одновременно с экспедицией Рериха в Уймонской долине работала Наталья Николаевна Нагорская. По заданию Новосибирского краеведческого музея она собирала образцы народного прикладного искусства: одежду, украшения, утварь, делала зарисовки, о ней Рерих записал: «И ходит художница, и зарисовывает старые уголки: ворота, наличники окон, резные балки и коньки крыш, словно списочек в дальнюю дорогу». Здесь представлены её рисунки.

Переходим в следующий зал, "клеть".

🎨 Многие представляют Рериха как художника, который рисовал Гималаи. Но всё его раннее творчество было посвящено русской истории. Ещё в гимназические годы у Николая появилась мечта — стать художником для того, чтобы проиллюстрировать историю Древней Руси. Он мечтал, чтобы ему предоставили зал какого-нибудь музея; покрыть все стены живописью от пола до потолка, растолковать целый исторический период — жизнь древних славян ещё до призвания варяжских князей, чтобы каждый входивший в этот зал переносился в ту поэтическую эпоху. Хотя зал ему не предоставили, в целом мечту свою он всё же осуществил.

С 14 лет он уже каждый год работал на раскопках, а во взрослой жизни сделал ряд важных археологических открытий. А экспедиионная карта «Рерих и Древняя Русь» показывает поездки «по русской старине». Художник наблюдал, как мало осталось истинно российских памятников, насколько необходима им квалифицированная и бережная реставрация. Он создал 90 архитектурных этюдов — памятников русской старины, и уже тогда рождались первые мысли о создании международного пакта об охране культурных ценностей.

🏡 ...Репродукции ранних работ Рериха и его русской серии расположены в комнате - "клети", так называется у старообрядцев более холодная половина дома, в которой не было печи. (Конечно, в музее проведено уже современное отопление, ведь оно необходимо как для сохранности экспонатов, так и для благополучия туристов, которых становится всё больше и в зимний период).

Побывав в "избе" и "клети" первого этажа, мы возвращаемся в прихожую - "связь", здесь находится лестница на второй этаж, где нас ждёт ещё немало интересного :)


 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.