Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру? Надземное, § 850 |
6 июня, в день 95-летия со дня рождения Мирослава Павловича Чевалкова (1929 – 2006), в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск) открылась выставка «Лики предков и героев сказаний в полотнах мастера». На выставке демонстрируются 52 его живописные и графические работы — от небольших по формату рисунков до трёхметровых творений. 18 работ предоставлены новосибирским Музеем Н.К. Рериха, в фондах которого хранится почти 500 произведений художника.
Церемония открытия, объединившая зрителей разных возрастов, началась горловым пением алтайских сказителей, погрузившим всех в мир загадочных древних легенд, оживших на картинах М.П. Чевалкова. С воспоминаниями о художнике выступили его сын Лев Мирославович, бывшие коллеги — Т. Тохнин, корреспондент газеты «Алтайдын Чолмоны», и П.Б. Попошев, ныне заместитель генерального директора литературно-издательского дома «Алтын Туу», а также В.П. Ельников, председатель Союза художников Республики Алтая, Р.М. Еркинова, директор Национального музея, и другие.
От имени Сибирского Рериховского Общества выставку приветствовал С.А. Деменко; он подарил Музею альбом о творчестве М.П. Чевалкова, выпущенный издательством «Россазия» в 2019 году, к 90-летию художника. Был также показан подготовленный видеостудией СибРО небольшой фильм о М.П. Чевалкове с архивными кадрами, на которых мастер, радуясь проявленному к его картинам интересу, поясняет их сюжеты. В.Н. Лихачёв, познакомивший сотрудников СибРО с Мирославом Павловичем, в своём выступлении подчеркнул заветную мечту художника об экспонировании картин и выходе из вынужденного творческого подполья к чуткому зрителю.
Из рассказов о художнике сложился образ честного, ответственного, тихого, несколько сурового человека с драматичной судьбой. Он работал скромным ретушёром в газетах «Алтайдын Чолмоны» и «Звезда Алтая», но был всецело увлечён героическим эпосом разных народов. Внутренняя жизнь художника и занятия искусством были почти совершенно неизвестны его знакомым. Столкнувшись с неприятием прославления национального героического эпоса, художник оставил попытки выставляться. Не имея отдельной мастерской, он, приходя вечерами со службы, отдавался рисованию, запечатлевая кистью бережно выношенные образы легендарных древних эпох, раскладывая листы, не вмещавшиеся в комнате. С большим вниманием он изучал культуру и быт предков, точно воспроизводя их обычаи (камлание, ведение боя и т.д.) внешность, костюмы и оружие. Значение творчества М.П. Чевалкова выявилось уже после его ухода, оно стало подлинным подарком родному краю.
Любимых героев художник изображает могучими и бесстрашными, самоотверженно сражающимися со злыми силами. На картинах показаны подвиги алтайских богатырей Малчы-Мергена, Сартакпая, Алып-Манаша, Когутея, Ак-Тойчи, наделённых грозными лицами и мускулистым телосложением. Концептуальным полотном и выставки, и во многом самого творчества Чевалкова, выделившим у мастера прежде всего алтайскую линию, явилось внушительное монохромное полотно «Сартакпай». На нём могучий богатырь, возвышающийся за облака, поднимает часть скалы для строительства моста через реку.
Нежными акварельными красками М.П. Чевалков пишет персонифицированные образы природных стихий: Суу Ээзи — Духа воды, От Ээзи — Духа Огня, Цаган-Убугуна (Белого старца) — горы Белухи (картина «Уч-Сумер»). Полотна раскрывают как далёкое прошлое Алтая — серия «Стерегущие золото грифы», картины о древних тюрках, так и недавнее время — портреты ветеранов Великой Отечественной войны, природные, городские и заводские пейзажи.
Пафос нравственной борьбы, героические облики защитников добра, любовь к алтайской природе, сочетание научного подхода к прошлому и его поэтизация делают картины М.П. Чевалкова актуальными и притягательными для зрителей. Открывшаяся выставка в Национальном музее знаменует долгожданное признание художника на Родине. Надеемся, что она станет важным шагом к масштабному и заботливому изучению его богатого наследия.
Анастасия Макарова
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.