А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение! Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1936 |
15 апреля 2008 года с 16.00 в Новосибирском Музее Н.К.Рериха проходит праздничное мероприятие «Пакт Рериха и Знамя Мира».
ПРОГРАММА
Рассказ о трёх Знамёнах Мира, находящихся в экспозиции Музея Н.К.Рериха:
- Знамя Мира, которое путешествовало вместе с Н.К.Рерихом на первых этапах экспедиции 1934-1935гг. по Маньчжурии, Китаю и внутренней Монголии.
- Знамя Мира из Нью-Йоркского Музея Н.К.Рериха. Оно было выполнено на шёлке по эскизу Н.К. Рериха в 1929 году.
- Знамя с подписями представителей "Ассоциации участников космических полётов", «Федерации космонавтики России». Здесь поставил свою подпись лётчик-космонавт, Герой России и президент Международной лиги защиты культуры Виктор Михайлович Афанасьев.
Идея Знамени Мира близка многим космонавтам. Алексей Леонов, выставка картин которого открылась в Музее Н.К.Рериха, руководил Международным космическим проектом
«Знамя Мира» (1997-1999).
Впервые в космос Знамя было поднято в 1990 году. Александр Баландин выходил с ним в открытый космос.
Валерий Першин — «снежный барс». Это звание присваивается тем альпинистам, кто совершил восхождение на все высочайшие горные вершины в СССР (СНГ). На его счету семь восхождений на восьмитысячники. На каждой из этих вершин альпинист разворачивал Знамя Мира.
Валерий Першин побывал на Кавказе, в Тянь-Шане, на Памире, в Альпах, в горах североамериканского и южноамериканского континентов, в Антарктиде. И, конечно, в Гималаях, воспетых Н.К.Рерихом.
В Гималаях он участвовал в беспримерном траверсе четырёх вершин горы Канченджанги.
Одна из экспедиций — на гималайский гигант Дхаулагири — чуть не стоила ему жизни.
Руководитель — Евгений Великанов. В 1974 году туристы Академгородка в районе горы Белухи произвели восхождение на пик Рериха. На вершине было закреплено Знамя Мира.
В эту группу входили: Е.Великанов, Е.Маточкин, Ю.Петров, И.Смульский, В.Усольцев.
Они положили начало шествию Знамени Мира по высочайшим горным вершинам планеты.
Это первое международное соглашение по охране памятников культуры. Было подписано 15 апреля 1935 году в Вашингтоне, в Белом доме. Идея этого договора принадлежит русскому художнику и учёному, выдающемуся деятелю культуры XX в.— Николаю Константиновичу Рериху.
Пакт поддержали крупнейшие деятели того времени — президент США Рузвельт, президент Чехословакии Масарик, Папа римский, многие учёные и писатели.
Знамя Мира, предложенное Николаем Рерихом как охранное Знамя Культуры, представляет собой белое полотнище, на котором в окружности изображено три амарантовые сферы. Знак Знамени (знак триединства) – древний символ и встречается в культурах разных народов. Изображение этого знака на священных предметах, в иконописи говорит о высоком характере этого символа. Именно это значение и хотел передать Н.К. Рерих охранному Знамени Мира, в котором заключены все величайшие понятия, данные народам Земли.
Символ Знамени Мира объясняют по-разному: прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности; истина, красота и справедливость; мировое единение…
В 1931 г. в бельгийском городе Брюгге, в древнем храме — Соборе Святой Крови — было освящено Знамя Мира. Во многих православных, католических и других храмах мира прошла торжественная служба, посвящённая Знамени Мира и Пакту Рериха.
Елена Ивановна Рерих, философ: «Будем утверждать Культуру и Знамя её — Знамя Мира. Культура в основе своей есть эволюция, отрицая культуру… мы отрицаем эволюцию и нарушаем Космический закон».
Франклин Рузвельт: Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
Морис Метерлинк, бельгийский драматург и философ: «Всем сердцем я присоединяюсь к подписанию Пакта Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.