Каждое пятно страха есть цель вражеской стреле. Знаки Агни Йоги, 406 |
18-20 апреля гостями Музея Николая Рериха в Новосибирске были учащиеся студии мальчиков «Алтай» из Горно-Алтайска, приезжавшие с культурной программой. Коллектив хорошо известен в Сибири, является участником конкурсов, проводимых как в России, так и за рубежом.
Руководит ансамблем заслуженный деятель искусств РФ, министр культуры Республики Алтай — Владимир Егорович Кончев. Это человек-патриот, поставивший перед собой задачу сохранить и возродить культуру Алтая. Ведь пока жива культура, жив и сам народ.
Ребята исполняли алтайские народные песни, ими было представлено и уникальное искусство горлового пения. Концертный зал Музея наполнился голосами необычных музыкальных инструментов, носящих звучные алтайские имена: комус, топшуур, ядаган, икили, шоор, амыргы, кабас. Музыка походила то на звон весенней капели, то на шум реки, слышались пение птиц, бег коней, разговор ветров среди горных вершин…
В.Е. Кончев бывает со своими воспитанниками в алтайских сёлах. Кроме приобщения жителей к алтайскому фольклору, он ведёт поиск новых талантов и энтузиастов, которые могли бы работать с детьми. И хотя министру нередко приходится наблюдать удручающие картины сельской культуры, представленной пустующим клубом и магнитофоном, эти проблемы лишь дают дополнительный стимул к борьбе за утверждение культуры, ведут к поиску новых путей в работе.
В руководимой Владимиром Кончевым студии «Алтай» дети получают разностороннее развитие. Они занимаются хореографией, живописью, декоративным искусством. Особое внимание уделяют здесь нравственному воспитанию, считают, что приобщение детей к творчеству открывает им мир высоких чувств, делает их чище и совершеннее. Многое даёт и школа совместных выступлений в ансамбле. Интересно, что даже сама специфика народных инструментов побуждает ребят к взаимопониманию. Так, игра на комусе в большой степени импровизационна, и как внимательно и дружно юный концертный коллектив следит за солистом, одновременно вступая в игру или одномоментно завершая свою музыкальную партию! Владимир Егорович учит ребят чувствовать и понимать друг друга не только на сцене, но и в жизни.
По словам художника-гуманиста Николая Рериха, «нет такой бездны, которая не могла быть заполнена творящим благом и превращена в сад прекрасный. Но для такого садоводства нужно понять сотрудничество».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.