Если Вам нечто не близко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чье-то сердце? Сердце, 212 |
8 мая в Музее Н.К. Рериха отмечается «День Белого Лотоса» – день ухода Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, открывшей западному миру мудрость востока.
И по сей день скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.
После своего путешествия на Восток Елена Петровна записала несколько капитальных трудов, переданных ей Махатмами. Первый из них, «Разоблачённая Изида» (в 2 частях, около полутора тысяч страниц) начат в 1876 году и издан в 1877 году. Один из томов посвящен раскрытию заблуждений и истинного положения вещей в науке, другой – в религиозных культах. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей. Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Впоследствии многие широко мыслящие люди черпали из этих книг помощь для своих исследований и творческих начинаний, не говоря уже о том, что наследие Блаватской открывало вдумчивому читателю смысл и назначение его собственной жизни, давало ответ на многие вопросы. Известно, что «Тайная Доктрина» была одной из настольных книг Альберта Энштейна.
«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской — клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей — всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики. Тем вдохновеннее звучит в веках имя этого мужественного подвижника. «Белым Лотосом» звали Елену Петровну Махатмы.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.