Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Мир Огненный, ч.2, 286 |
- 1 -
«Какая счастливая судьба у города Новосибирска, в прошлом Новониколаевска, что он имеет, в отличие от других городов, два ясносияющих места — Часовню во имя великого Святителя Чудотворца Николая и Музей во имя всемирно известного художника Николая Рериха», - так начинается Слово Наталии Дмитриевны.
Каждый год в этот праздничный день многие люди прислушиваются к такому родному голосу, стараются снова вспомнить и понять, к чему звала нас Наталия Дмитриевна, что мы должны ценить в нашем городе и каким этот город созидать и впредь. В самом деле! Ведь только подумать, Музей, украшение города, совместно построен нашими руками. Разве не сможем мы строить дальше, снова и снова украшая и возвышая город, страну, планету?
Наталия Дмитриевна напоминает нам: «Несмотря на всё то, что происходит в мире и вокруг нас, мы должны неизменно сохранять свой настрой, основанный на Учении Живой Этики, утверждать данное к нашему сроку Учение и внутри себя, и в нашей внешней деятельности и непоколебимо верить в то, что Новый предуказанный Мир настанет. Необходимо постоянно держать контакт с Иерархией Света, для того чтобы в будущем через нас это озарение передавалось окружающим нас людям. Если мы будем крепко держаться нашего Фокуса, наших Старших, Они смогут лучше помочь через нас всей планете».
Мир культуры и красоты – таким мы хотим видеть его в будущем. Смелые мечты? Конечно, смелые! Будем же их воплощать – просто и торжественно. Посильно и широко засевать ниву культуры.
- 2 -
Выставку Виктора Тихоновича Черноволенко открывала Светлана Борисовна Семёнова - физик, энтузиаст распространения творчества художника, сотрудница Марии Филлиповны Дроздовой-Черноволенко. В сущности, при жизни художника прошло только три выставки картин. Все остальные были уже посмертными. Начиная с 1972 года Марией Филипповной было проведено более 60 выставок в России и за рубежом (Венгрия и Литва). Однажды соприкоснувшись с творчеством Черноволенко и вдохновившись им, не расстаётся с выставочной работой и Светлана Борисовна. За последние годы ею проведено более пятидесяти выставок в разных городах страны.
В 2007 году Мария Филипповна подарила картины мужа в государственные и общественные музеи, частным лицам. Новосибирскому Музею Рериха передано в дар 51 полотно.
Светлана Семёнова, только накануне своего приезда создавшая диск-презентацию о творчестве художника, рассказывала о его творческом пути, об объединении «Амаравелла», о трактовке картин. На выставках, когда посетители спрашивали Виктора Тихоновича: «Что изображено на ваших картинах?» - он отвечал вопросом: «А что вы видите?». Картины были своего рода импровизацией, передачей своего ощущения от незримых человеку миров. Так же, как импровизационна была и музыка Виктора Черноволенко – на своих выставках он играл на фортепиано. На празднике звучали аудиозаписи таких импровизаций 1963 года.
Столик с открытками и репродукциями картин быстро опустел.
* На нашем сайте в разделе "Фотогалерея" представлено творчество В.Т. Черноволенко.
- 3 -
Музыкальную часть в этот день представило «Камерное собрание» - это некоммерческое объединение молодых новосибирских музыкантов, существующее третий концертный сезон. Инициаторами его явились артисты камерного оркестра новосибирской государственной филармонии. Обычно в программах «Камерного собрания» соседствуют струнный ансамбль и вокальная миниатюра, духовые инструменты и фортепиано, арфа и контрабас, а играют музыканты в Краеведческом музее, также путешествуют с выступлениями по школам, детским домам. Произведения исполняются интересные, при этом программа рассчитана на самую широкую аудиторию. Скрипачка Татьяна Макарова очень увлекательно и понятно рассказывает залу об исполняемых произведениях. Кроме скрипки, звучал на концерте рояль (Максим Тахтобин и Евгения Мерная). Мелодии были со всего света: немецкого композитора Георга Фридриха Генделя и финна Яна Сибелиуса, основоположника французского музыкального импрессионизма Клода Дебюсси и классика польской музыки Фредерика Шопена, испанского скрипача Пабло Сарасата. И, конечно же, русская музыка – её представляло творчество Сергея Рахманинова.
Концерт в Музее очень понравился слушателям, им попросту не хотелось уходить. А музыканты, со своей стороны, были приятно удивлены наполненностью зала и вниманием аудитории.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.