Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13 |
9 октября день рождения Н.К.Рериха. Традиционно в этот день отмечается День Культуры. В этом году День Культуры был отмечен в Новосибирском Музее Рериха открытием новых выставок, презентацией конверта с изображением Музея, фильмами и концертом классической музыки. Праздник открылся звучащей в записи поэмой Н.Д.Спириной о Николае Рерихе «Вестник», её продолжил слайдфильм о Николае Рерихе «Вестник Новой Эпохи». Впервые был показан видеофильм «Знамя Мира над Музеем».
После фильмов гости отправились на экскурсии по залам Музея. Сменились выставки репродукций полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, открылась экспозиция, посвященная первому Музею Рериха (1923 год, Нью-Йорк). В концертном зале открылась выставка конвертов, посвященных архитектуре Новосибирска – долгие годы эти конверты старательно подбирал филателист В.П. Воронцов. После долгого перерыва новосибирские здания вновь появились на российских конвертах, и открыли эту серию театр «Красный факел» и Музей Рериха.
После экскурсий концертный зал принял любителей музыки и оперного пения. Квартет флейтистов – студенты Новосибирской консерватории Никита Пак, Елена Слободенюк, Пётр Усатюк, Иван Шиханов – исполнили мелодии Эжен Боца и И.С.Баха. Сонатой для флейты ми мажор порадовал учащийся музыкального колледжа Матвей Дёмин, партию фортепиано исполняла Маргарита Томчук.
Романсы русских композиторов прозвучали в исполнении солистов Новосибирского театра оперы и балета Ольги Колобовой и заслуженного артиста России Александра Лебедева. Партия фортепиано – заслуженный деятель искусств Республики Алтай Игорь Дмитриев. Звучали различные романсы Рахманинова и П.И. Чайковского на слова А.С. Пушкина, Д.С. Мережковского, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, А.Н. Апухтина, а также «Внутренняя музыка» (музыка А.Л. Гурилёва, слова Н.П.Огарёва) и «Молитва» (музыка А.Е. Варламова, слова М.Ю. Лермонтова).
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.