Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости. Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 16 |
Журнал открывается словом Н. Д. Спириной на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества от 23.02.1997 – «Приближение». Оно написано белым стихом.
Приближается утро, но солнце ещё не всходило,
И мы призваны в час предрассветный
Утверждать небывалое время,
Прозревая задачу сейчас день грядущий создать.
Начинаем с себя. От того ведь, какие мы будем,
Будет новая жизнь,
и никто, кроме нас, не построит её.
Что в неё принесём?..
Публикация «Ты — не была. Ты — есть и будешь вечно...» посвящена памяти Н.Д. Спириной. Подборку воспоминаний и обращений предваряет выдержка из бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной от 8 октября 1952 года.
«В памятные дни мы выходим из потока жизни, иначе можно захлебнуться. Эти дни — вехи, когда вопреки всему мы поднимаемся из бесконечного колеса причин и следствий. Тот, о ком мы вспоминаем в этот день, как бы берёт нас под своё покровительство.
Чрезвычайно важно выйти из потока к немеркнущему Свету. Мы все придём к моменту освобождения, и Рука ведущая поддержит. (...)
В памятные дни связь усиливается.
В эти особые дни каждый получает весть, даже если это не доходит до его сознания».
19 декабря — День Святого Николая Чудотворца. Изображение лика Николы сопровождается отрывком из трудов Н.Д. Спириной.
«Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света…»
Большая статья «Великий Всадник над Монголией» посвящена поездке делегации СибРО на Международный симпозиум «Рерихи и Монголия», посвящённый 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Он прошёл в Улан-Баторе 20 – 21 ноября. Публикация рассказывает о прозвучавших докладах, о начавшемся строительстве музея Рериха в Монголии, о судьбе картин, подаренных Монголии Н.К. Рерихом, о посещении музеев, впечатлениях от страны в целом.
Симпозиум проходил в конференц-зале крупного отеля «Bayangol», в котором и были размещены приехавшие иностранные участники. Его организаторами выступили Международная ассоциация монголоведения, Монгольское Рериховское Общество, Монгольская Академия наук и Санкт-Петербургский государственный «Музей-институт семьи Рерихов». Как уже говорилось, форум был международным. Помимо названного Музея-института семьи Рерихов в его работе приняли участие из России — Международный Центр Рерихов (Москва) и Сибирское Рериховское Общество (Новосибирск). Был Глен Муллин из Канады, который 12 лет жил в Тибете, обучаясь у Далай-Ламы. Участвовала и Джо Ягода из Америки. Остальные участники — монгольские учёные: археологи, искусствоведы, литературоведы и другие. Симпозиум открыл академик Ш. Бира, приветствуя на монгольском языке всех собравшихся.
* * *
В книге «По тропам Срединной Азии» Ю.Н. Рерих писал: «Для штаб-квартиры нам посчастливилось найти небольшой четырёхкомнатный дом с двумя просторными дворами и конюшнями». Нам было известно, что дом этот найден. А перед поездкой в Монголию от А.А. Бондаренко мы также узнали, что серьёзнейший вопрос отселения жильцов и утверждения дома как будущего Музея Рерихов наконец решён. Это потребовало длительного времени, многих судов и неимоверных сил монгольской стороны. Дом передан Международной ассоциации монголоведения и Монгольскому Рериховскому Обществу. Конечно, от просторных дворов и конюшен уже ничего не осталось, площадь двора совсем небольшая. Территорию недавно огородили, так как на неё постоянно претендовали окружающие организации. Кроме самого дома здесь находится юрта, в которой живёт семья человека, охраняющего дом. Общая сумма средств, требующаяся для реконструкции здания, по смете составляет 90 тысяч долларов. Сумма огромная для любой организации, а для рериховцев Монголии и их собственных возможностей — просто фантастическая. Но помощь уже поступает. Отремонтирован цоколь дома, заменена кровля, местами укреплены полы. И мы уверены, что Дом-музей семьи Рерихов в Монголии — там, где жили и работали члены Центрально-Азиатской экспедиции, — общими усилиями будет восстановлен.
* * *
В поездке мы часто встречали Знак Триединства, который был предложен Рерихом как Знак Знамени Мира. На востоке он очень распространён. Его мы видели в Национальном музее на царской одежде, украшенной жемчугом и кораллами, а также в оформлении современных зданий. В храме Авалокитешвары такой же Знак изображён в центре Колеса, символизирующего Учение Будды, над головой Бодхисаттвы. Изображение Знака мы видели на субурганах, или ступах, — буддийских культовых сооружениях, в которых хранятся либо священные реликвии, либо прах или мощи лам.
Доклад академика Шагдарына Биры (г. Улан-Батор, Монголия) назван «Н.К.Рерих как великий монголист-мыслитель».
Давайте подумаем, насколько известен Николай Константинович как автор оригинальных работ по Монголии и как ценитель духовного мира монголов. Да и как художник, посвятивший свои прекрасные полотна историческим темам и пейзажам Монголии, он очень мало известен в Монголии и в других странах. Можно сделать некоторую оговорку относительно Н.К. Рериха. Как ни странно, быть может, его слава как великого художника заслонила его заслуги перед монголистикой и Монголией. Люди больше говорят о нём как о великом деятеле культуры и искусства, нежели как об исследователе Востока и Монголии. На самом же деле Н.К. Рерих не менее велик как неутомимый исследователь и теоретик: он открыл историю малых восточных стран, забытую и пренебрегаемую учёными, и оценил её значение для общечеловеческой цивилизации. Его концепция единства и равноценности больших и малых цивилизаций и культур приобретает ещё большую актуальность в наш век, век глобализации, когда решаются судьбы разных культур, особенно культур малых народов и национальностей.
Доклад Ольги Ольховой «Путь, заповеданный в веках» посвящён вопросам роли Центральноазиатской экспедиции.
Изучая Рериховское наследие, мы всё глубже понимаем тяжелейшую миссию Великой Семьи — дать сдвиг сознанию человечества. Их пути пролегали именно там, где скрытые до срока духовные силы народов нуждались в пробуждении. (…) И если научные задачи экспедиции рассматриваются и активно изучаются и современные учёные ждут возможности ознакомиться с богатейшим материалом, законсервированным в институте «Урусвати», то сокровенную цель экспедиции мы только начинаем постигать. (…) Сокровенная тропа экспедиции Рерихов пролегла по одному из древнейших путей эволюции человечества. Тысячелетия назад по нему прошёл Будда. Поход Рерихов в Азию в сокровенном смысле можно рассматривать как обхождение земель, суждённых будущей эволюции, с целью пробуждения их духовных сил. (…)
Замечательным явлением нашего времени стало возникновение музеев в местах, связанных с пребыванием семьи Рерихов. Важнейшей задачей Рериховского движения во всём мире мы считаем охранение таких мест. Они возникают как очаги культуры и напоминают о цепи магнитов, заложенных в определённых точках планеты. «Как же работает магнит? — говорится в книге ''Озарение''. — Он претворяет идеи пространства в действие».
Возникающая на наших глазах сеть музеев Рериха в местах остановок экспедиции — поразительное свидетельство того, что посеянные зёрна света взрастают и дают свои всходы.
Скажем о таких местах в Сибири…
В журнале опубликовано Обращение Сибирского Рериховского Общества к друзьям.
«Жизнь совершает новый оборот — и страна вновь переживает экономический кризис. На наших глазах рушится старый мир, идёт «девятый вал» мировых потрясений, которые «больше всего отражаются на способах и на качестве просвещения... точно бы в силу материального кризиса кто-то получает индульгенцию на невежество и одичание».
Ситуация в стране неизбежно затрагивает и наш Музей. Как и десятилетие назад, мы стоим на пороге новых испытаний.
В такие моменты культурная деятельность Музея Н.К. Рериха и всех дружественных Рериховских организаций приобретает особое, судьбоносное значение, ибо духовный голод людей велик.
Нашей неотложной задачей остаётся несение Учения в мир всеми доступными нам способами — проведением выставок, экскурсий, «круглых столов», распространением литературы рериховской тематики, укреплением сотрудничества и всех культурных связей. Одним из самых действенных способов распространения Знаний всегда остаётся КНИГА…»
Татьяна ОСИПОВА делится радостью в статье «Открытие Дома культуры в селе Верхний Уймон».
Клуб, построенный в 30-х годах прошлого века в самом центре села, всегда играл немалую роль в жизни людей. Но ничто не вечно, и здание состарилось и обветшало настолько, что во время проведения мероприятий на головы сидящих в клубе людей сыпалась штукатурка, а в полу зияли дыры, в которых бесследно исчезали нечаянно оброненные посетителями мелкие предметы. Настало время срочно что-то предпринять, но новое здание для клуба построить было невозможно из-за отсутствия средств.
В 2006 году сотрудники СибРО решили помочь уймонцам и отремонтировать клуб своими силами и средствами. И работа закипела, хотя и не так скоро, как хотелось, поскольку при этом ещё шла подготовка к сдаче Музея Н.К. Рериха в Новосибирске и продолжалось строительство Музея в Верхнем Уймоне.
27 ноября в Верхнем Уймоне состоялось важное и радостное событие — долгожданное открытие сельского Дома культуры после основательного ремонта, в результате которого клуб засиял свежими красками и обрёл новую жизнь.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.