Не слова спасут, но их применение. Мир Огненный, ч.2, 199 |
12 августа 2009 года в Музее Николая Рериха открывается фотовыставка, посвященная философу, писательнице, основательнице теософского движения Елене Петровне Блаватской (1831-1891 гг.).
«Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси», — писал великий философ и художник Николай Рерих.
Двадцать лет назад в Новосибирске состоялась первая в Советском Союзе конференция, посвящённая нашей знаменитой соотечественнице. Спустя два года новосибирским издательством «Алгим» (руководитель Б.А.Данилов) была напечатана «Тайная Доктрина», труд, предвосхитивший многие научные открытия ХХ века.
Отдавая дань её вкладу в развитие науки, религии и культуры, ЮНЕСКО объявила 1991 год — Международным годом Блаватской.
Нашу соотечественницу справедливо можно назвать гражданином мира, нежели какой-то отдельной страны, но Родину она никогда не забывала. «Так мне Россия дорога, так наболело у меня сердце за родину, за всё своё, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за неё», — писала Елена Петровна.
Сегодня ее имя вернулось на родину, о чём свидетельствует растущий интерес к творчеству Блаватской: торжественные вечера, научные конференции, издание книг. Чтобы лучше понять и почувствовать этого человека, обратимся к истории.
Чарлз Джонстон, писатель и переводчик с санскрита, преподававший в Колумбийском университете, вспоминал:
«Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской — это мощь и масштабность её индивидуальности, я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы… Это был дух, прошедший горнило природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно… проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям».
Учёных, читавших «Тайную Доктрину» — основной труд Блаватской, восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в их собственных областях науки. В её время считали атом неделимым, Елена Петровна говорила о его бесконечной делимости. Возраст человечества отмерялся в пределах полумиллиона лет — она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Луна считалась осколком Земли — Блаватская утверждала, что наша планета намного младше, и это было доказано в ХХ веке.
Примечателен тот факт, что «Тайная Доктрина» являлась настольной книгой Альберта Эйнштейна.
Учение Блаватской включает в себя теорию мировых циклов, доктрину кармы, основные принципы строения и эволюции мира, человека и человечества.
Елена Петровна не считала это учение своим и утверждала, что оно исходит от Учителей, которых она встретила во время своих странствий по Востоку. Блаватская называла их Учителями мудрости. Согласно теософии, они появлялись на протяжении всей истории как Спасители человечества: Будда, Кришна, Зороастр, Моисей, Авраам, Иисус.
О Христе Блаватская писала, что он был «одной из величайших и наиболее ярких фигур в панораме истории человечества», которая «не только не померкнет, но с каждым веком будет вырисовываться всё отчетливее и ярче».
Несомненно, на формирование мировоззрения Е.П.Блаватской оказала большое влияние православная культура. Патриотизм Блаватской, о котором свидетельствуют факты ее биографии, характерен для идеалов истинного верующего православного человека.
К сожалению, ее взгляды на Россию, и, в частности, на православие не достаточно изучены и подчас подвергаются грубейшему искажению. Авторы клеветнических утверждений, несомненно, забыли о великой силе Знания, которое объединяет всех прогрессивных людей на Земле, и предпочитают пребывать в невежестве и, следовательно, вне Культуры. Характерным примером вышесказанного может служить фраза, приписываемая Блаватской и кочующая по страницам недобросовестных авторов, которые даже не ставили перед собой цель проверить ее подлинность.
Речь идет о ссылке на работу К. Кудрявцева «Что такое теософия и Теософическое общество», - СПб, 1914, с 25. Автор приводит высказывание, якобы принадлежащее Елене Петровне, из английской газеты «Pall Mall Gazette» от 26 апреля 1884 г.: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуализм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли».
Если мы обратимся к подлинному интервью Блаватской в названной газете, то увидим, что ничего подобного ею не говорилось. Здесь вы можете ознакомиться с полным текстом в подлиннике и на русском языке интервью Елены Петровны «И снова о теософах» в английской газете «Pall Mall Gazette» от 26 апреля 1884 г. Его электронная версия получена из библиотеки американского города West Lafayette. В письме к В.П. Желиховской от 2. 02. 1886 г. она подчеркивает: «Я враг католических и протестантских церковных излишеств; идеал же Христа распятого светлеет для меня с каждым днём яснее и чище, а против Православной христианской церкви, — пусть повесят меня — не пойду!».
Из писем Блаватской хорошо видно, что под православием она подразумевает не идеологию, а искреннюю веру человека в христианские идеалы. В письме к Н.А Фадеевой от 28 октября 1877 года она пишет: «Божественная истина укоренилась в русской православной церкви весьма прочно, вот только покоится она глубоко, в самом её фундаменте; на поверхности её не найдёшь, она живёт лишь в чистых ангельских сердцах…».
В настоящее время мифы, преследовавшие Блаватскую, начинают постепенно опровергаться объективной информацией о ее деятельности.
В 1885 году в Лондоне Общество психических исследований издало отчёт, в котором Елена Петровна Блаватская обвинялась в мошенничестве. И только спустя 100 лет, в 1986 году, это же Общество выпустило пресс-коммюнике, предназначенное для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и США. Оно открывалось словами: «согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, основательница теософского общества, была осуждена несправедливо».
Жизнь Блаватской — пример самоотверженного подвига на благо всего человечества.
В 1898 году Дж. Прайс, современник Е.П. Блаватской, утверждал: «Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала своему веку. Её весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, но к будущему».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.