Качество устремления есть самый верный показатель роста духа. Иерархия, 45 |
9 октября в новосибирском Музее Н.К. Рериха к 135-летию со дня рождения Н.К. Рериха открывается новая выставка – «Русь богатырская». Приглашаем новосибирцев и гостей города на праздничные мероприятия, которые начинаются с 12 часов. Вход в Музей в этот день – свободный.
- 12-00. «Вестник». Поэма о Николае Рерихе. Слайдпрограмма.
- «Грани Культуры». Выступление Н.Д. Спириной (в аудиозаписи).
- Торжественное вручение Знамени Мира и Культуры участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Презентация конверта с изображением картины Н.К. Рериха «Ярослав Мудрый.»
- «Русь богатырская». Открытие выставки репродукций картин Н.К. Рериха.
- 14-00. Концерт классической музыки. Исполнители - студенты Новосибирской государственной консерватории и учащиеся специальной музыкальной школы (колледжа).
- Экскурсии по залам Музея Н.К. Рериха.
О серии картин Н.К. Рериха «БОГАТЫРСКИЙ ФРИЗ»
Серия живописных полотен под названием «Богатырский фриз» создана Николаем Константиновичем Рерихом в 1910 году по заказу промышленника Ф.Г. Бажанова для оформления интерьера столовой его дома в Петербурге. В 1964 году «Богатырский фриз», повреждённый во время блокады Ленинграда, был передан на реставрацию в Государственный Русский музей, где и находится в настоящее время.
По традиции, существовавшей в конце XIX — начале XX века, столовые декорировались натюрмортной живописью: изображением дичи, фруктов, овощей; допускались охотничьи или пасторальные сцены. Рерих пошёл по другому пути, обратившись к русскому фольклору.
Художника всегда манила старина славянская, старина древней Руси — то, что скрыто за далями веков. Он очень хорошо знал и любил историю своего Отечества. «Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем», — любил повторять Рерих. Особую ценность представляло для него народное искусство, фольклор, в котором он видел духовное богатство России. Призывая современников собирать и изучать произведения народного творчества, Н.К. Рерих стремился как можно полнее перенести красоту народных творений на свои полотна.
Фриз состоит из семи крупных панно и нескольких панно декоративного характера, с растительным мотивом.
Открывают фриз два панно, расположенные с обеих сторон от входной двери — это «Боян», прославленный народный сказитель, воспевающий события старины, и «Витязь», внимающий его пению.
Центральное место в декоративном фризе занимает «Садко» — самое большое по размерам полотно, отличающееся от других не только по содержанию, но и по колориту — яркому, радостному, здесь доминируют синие, белые, красные цвета. В праздничном духе написан стоящий на берегу Великий Новгород с крепостными стенами, башнями и чудесными храмами. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. Сказочно прекрасны купеческие корабли, расписанные причудливыми узорами. На весело плывущей по синим водам Волхова ладье мы видим Садко в нарядных одеждах, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского потешить.
Слева от дверного проёма находились два больших полотна — «Вольга Святославович» и «Микула Селянинович». В былинах имена этих богатырей нередко стоят рядом. Так, известна «Повесть о Вольге и Микуле».
Вольга Святославович — один из самых древних среди былинных богатырей. Пересекающиеся линии копий, богатырские кони, силуэты всадников — всё это придаёт композиции динамизм и напряжённость и помогает представить время, когда богатыри должны были быть в постоянном дозоре, чтобы охранять рубежи родины.
Былину о Микуле Селяниновиче Н.К. Рерих называет «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства». Художник изобразил его сильным, могучим. Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю. Богатырь словно вырастает из-под земли позади лошади и плуга, он будто неотъемлемая часть самой земли.
За спиной богатырей — вся Русь-матушка с её необозримыми просторами и царственным величием грозового неба. Эти панно привлекают красотой и богатством цветовой гаммы. Сочетания белого, розового и золотого преобладают в одеждах героев. Сине-лиловые и голубые дали создают особую атмосферу далёкой древности.
Большой оконный проём обрамляли два панно, связанных единой сюжетной линией, — «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник». Под ними располагалось длинное полотно «Городище».
Илья Муромец — олицетворение народного заступника, защитника земли русской. Действие разворачивается на фоне русской природы, огромной панорамы с белокаменными строениями и крепостными стенами, увиденными словно с высоты небес. Соловья-разбойника художник изобразил в избушке на курьих ножках, которая словно подчёркивает его обречённость.
В целом весь фриз по своему образному строю воспринимается как богатырская симфония в живописи, как гимн красоте народного подвига; это настоящая поэма в красках, посвящённая легендарному русскому прошлому.
Картины раскрывают богатство духовной жизни русского народа. В героях былин воплощён высокий нравственный идеал. Рерих, показывая «строгий, суровый и истинно прекрасный лик родного народа», воспел его ум, трудолюбие, талант, его силу и мощь.
В своих статьях художник писал о том, что русскому народу суждено великое будущее, что он является оплотом мира и прогресса всего человечества. Об этом же говорят и картины Рериха.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.