Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10 |
23 октября в Музее Н. К. Рериха в Новосибирске будет отмечаться 105 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха — выдающегося художника и деятеля культуры, младшего сына Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих. Начало праздничной программы - в 12-00.
Программа праздника:
1. Слайдкомпозиции, посвящённые С.Н. Рериху:
- «Апостол Красоты»
- «Вестник Прекрасного».
2. Презентация почтовой карточки, изданной Новосибирской городской общественной организацией «Союз филателистов» к 105-летию со дня рождения Святослава Рериха.
3. Горные пики в районе алтайской горы Белухи, названные в честь членов семьи Рерихов. Информация о первых восхождениях на эти вершины (60-80-е годы).
4. Открытие фотовыставки, посвящённой Святославу Рериху, предоставленной коллекционером из Санкт-Петербурга Андреем Соболевым.
5. 1400 Концерт классической музыки. Исполнители - студенты Новосибирской государственной консерватории и учащиеся специальной музыкальной школы (колледжа).
6. Экскурсии по залам Музея Н.К. Рериха.
Святослав Николаевич Рерих всю свою жизнь посвятил искусству. «Я стараюсь выявить и запечатлеть в своих произведениях черты прекрасного…», - говорил художник.
Прекрасные произведения искусства действенны. Выходя из рук творца, они получают самостоятельную жизнь, оказывая влияние на судьбы отдельных людей и целых поколений. Они зовут человека на путь совершенствования.
Для живописи Святослава Рериха характерны смелые, звучные цветовые сочетания, заставляющие видеть мир во всем блеске радужного сияния. Его искусство — богатейшая симфония красок, образов, тем. Доминирующие цвета его картин - это синий, зелёный, оранжевый, лиловый, жёлтый. Художник очень смело сопоставляет их, заставляет их звучать стройным аккордом, составляя мощную цветовую симфонию, славящую красоту мира.
Первый космонавт планеты Ю.Гагарин, увидев нашу планету с околоземной орбиты, сделал запись в бортовом журнале: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Рериха».
Его пейзажи горных вершин, любимой им Канченджанги – это свободный диалог человека с природой. Большое место в творчестве Святослава Рериха занимает портрет.
Жизнь Святослава Рериха была разносторонней. Уже в 19 лет он активно помогает отцу — Н.К. Рериху в культурно-просветительской работе. Возглавляет Международный Центр Искусств «Корона Мира», основанный Н.К. Рерихом в Нью-Йорке; ведет работу по продвижению Пакта Мира – международного соглашения по охране памятников культуры; входит в состав многих культурных и научных учреждений Америки и Европы. В институте научных исследований «Урусвати», созданном Рерихами в Индии по итогам 5-летней Центрально-Азиатской экспедиции, руководит секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии.
Выполняя волю родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны, в 1990 году Святослав Рерих передал Советскому Фонду Рерихов богатейшее наследие своей семьи. Груз весом 4,5 тонны включал в себя архив, библиотеку, семейные реликвии и более 400 картин Н.К. Рериха.
Мысли о будущем Родины С.Н. Рерих связывал с ее возрождением и считал, что «России предопределена великая, космическая роль на земле». Что касается Сибири, Святослав Рерих писал: «И Николай Константинович, и Елена Ивановна придавали большое значение Сибири и Алтаю. Они считали, что духовное возрождение нашей родины придет из Сибири… Потому и Николай Константинович, и моя матушка пристально наблюдали за процессами развития Сибири и Алтая, ибо знали, что у них большое будущее».
Творчество этого великого человека соприкоснулось и с нашим городом. Пять своих полотен передал художник в дар Новосибирску – они экспонируются в художественном музее.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.