Великие Владыки видят и оценивают каждое приношение на пользу Их Дела. А ведь важно лишь Их одобрение. Когда эта истина твердо живет в сознании, то никакие обиды не могут укорениться в сердце. Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937 |
К 135-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха в ИЦ "РОССАЗИЯ" вышла книга П. Беликова, В. Князевой. "РЕРИХ". Это первая наиболее полная биография Николая Константиновича Рериха, впервые изданная в 1972 г. в серии «Жизнь замечательных людей».
Среди огромного количества литературы о Н.К. Рерихе, вышедшей в последние десятилетия, книга П.Ф. Беликова и В.П. Князевой не утратила своей актуальности и по-прежнему является главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя.
Сибирское Рериховское Общество благодарит всех, то откликнулся на призыв помочь в сборе средств на издание.
От редакции
Дорогие читатели!
Предлагаемая вашему вниманию книга — издание совершенно особенное. Можно сказать, что с её появлением в Советском Союзе в 1972 году (она вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей») очень многие люди впервые узнали о нашем великом соотечественнике — Николае Константиновиче Рерихе. Среди огромного количества самой разнообразной литературы о нём, изданной в последние годы, эта книга остаётся наиболее полной и достоверной биографией художника, и это не удивительно, так как один из авторов этого труда, Павел Фёдорович Беликов, в течение многих лет был близким и преданным сотрудником семьи Рерихов. Он собрал самый большой в СССР архив об этой семье, доступ к которому был открыт для многочисленных исследователей, учёных, рериховедов.
Выход книги «Рерих» накануне 100-летнего юбилея великого художника П.Ф. Беликов считал делом необычайной важности. Он писал Святославу Николаевичу Рериху, сыну художника: «Интерес к книге громадный. Повсюду идёт на неё большая запись, так что разойдётся моментально. Редакция считает книгу очень удачной. Серия "Жизнь замечательных людей" — очень солидная и популярная серия, в ней далеко не всё публикуется» (12.06.1972). «Тираж дали для этой серии рекордный — 150 000 (обычно максимальный даётся в 100 000)» (17.06.1972).
И тираж действительно разошёлся очень быстро, книгу было невозможно найти в магазинах, а те, кто приобрёл её, считали себя счастливчиками. Было принято решение о повторном издании, и в 1973 году книга вновь вышла большим тиражом.
В 1996 году, через 14 лет после ухода из жизни П.Ф. Беликова, была предпринята ещё одна публикация данного труда; книга была заново отредактирована В.П. Князевой и вышла в издательстве «Агни» (Самара).
В настоящем издании мы сочли необходимым вернуться к редакции 1972 года, без каких-либо изменений.
Чем объясняется популярность данного издания? Возможно, тем, что о Н.К. Рерихе в Советском Союзе было известно очень мало, его имя замалчивалось и появилось немало домыслов, связанных с личностью художника и обстоятельствами его жизни. Прошедшие в 1960 – 1970-е годы выставки картин Н.К. Рериха пробудили интерес к его творчеству, который постоянно возрастал. Книга в серии «ЖЗЛ» была первым изданием, представившим полную биографию Николая Константиновича, основанную на фактах и архивных материалах.
Известный исследователь творчества семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества Н.Д. Спирина, которую связывали с П.Ф. Беликовым долгие годы дружбы и сотрудничества, писала: «Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране. (...) В прошлом, когда у нас о Рерихе ещё почти ничего не знали, он проложил путь к изучению его жизни и творчества, приблизил его к нам» («Слово о Друге»).
Работа над книгой длилась нескольколет. Павел Фёдорович писал её совместно с ленинградским искусствоведом В.П. Князевой, выступавшей в роли консультанта. О каждом этапе работы он сообщал Святославу Николаевичу, без рекомендаций и советов которого не мыслил этого труда. «...Книгу мы пишем вдвоём с Валентиной Павловной. У меня написано уже 460 машинописных страниц и осталось ещё написать 4 главы, что составит страниц около 60. Но Валентина Павловна только что приступила к рукописи... После этого я ещё раз просмотрю, и мы окончательно согласуем текст... После представления рукописи издательству будет проведена редакционная работа, которая возьмёт несколько месяцев времени. В процессе редактирования я смогу внести ещё изменения согласно Вашим указаниям, так что это не будет поздно. Я специально укажу редактору, что хочу послать Вам рукопись на консультацию, чтобы избежать ошибок, т.к. полные архивы находятся в Вашем распоряжении. Я уверен, что издательство будет заинтересовано в такой проверке... Во всяком случае, я сделаю всё зависящее от меня, чтобы Вы смогли ознакомиться с рукописью до сдачи её в печать. Вы уже знаете, что у меня возник целый ряд вопросов, которые мне трудно здесь, без наличия архивных данных, решить... Конечно, и Валентина Павловна будет приветствовать Вашу консультацию... Мы хорошо знаем, что подробное жизнеописание Николая Константиновича — очень ответственная работа. Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами, и если у меня возникают сомнения, то предпочитаю такие моменты вообще выпускать, чтобы не исказить фактов. Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным» (14.02.1969).
Святослав Николаевич, понимавший всю сложность работы над книгой, после ознакомления с рукописью писал Павлу Фёдоровичу: «Вы прекрасно справились с очень трудной задачей. Поздравляю Вас от всей души. Просмотрел манускрипт, появились некоторые соображения и мысли, спешу их Вам переправить. Есть некоторые небольшие поправки и уточнения, есть также некоторые соображения. Посылаю их Вам... (Все дополнения и пожелания Святослава Николаевича были в процессе дальнейшей работы над рукописью учтены и большинство из них, после издательского редактирования, в книгу вошло. — П.Б.)» (10.11.1969).
Нельзя забывать, что книга создавалась в далеко не благоприятных условиях застойного времени. Имени Рериха опасались, отношение к художнику было неоднозначным, и потому приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода. Немало усилий нужно было затратить не только для того, чтобы написать о Рерихе, но и чтобы это издание состоялось.
И вот наконец книга увидела свет! По словам Н.Д. Спириной, только благодаря труду, энергии и мужеству П.Ф. Беликова удалось осуществить это издание, хотя и с немалым уроном. Жесточайшая цензура тех лет не пропускала даже таких слов, как «дух», «духовность» и др., рукопись была урезана.
Павел Фёдорович, как человек, очень многое знавший о жизни Н.К. Рериха и глубоко постигший суть его творчества, не был полностью удовлетворён этой работой: «...Я считаю эту книгу лишь слабым отзвуком тех чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания, — писал он Святославу Николаевичу. — Остаётся только надеяться, что эта первая более-менее подробная и систематизированная биография Николая Константиновича, в которой как-то раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований. ...В жизнеописании Николая Константиновича я не допустил вымыслов и, в меру возможностей жанра, затронул некоторые серьёзные, глубинные проблемы. Ввиду того, что редакция выразила пожелание дать больше связей с современной художественной жизнью России, я подробнее остановился на "Мире искусства" и впервые дал новое толкование отношений Николая Константиновича с этим художественным течением и его лидерами. Это толкование расходится с ранее принятыми и теми, которых придерживается мой соавтор. Тем не менее редакция полностью поддержала мою точку зрения. Если что-то в этой первой биографии Николая Константиновича и не получилось, то, думаю, в дальнейшем меня поправят. Я и сам хочу многое к уже написанному добавить» (12.06.1972).
Эта неудовлетворённость подтолкнула Павла Фёдоровича к новой работе — написанию книги «Рерих. Опыт духовной биографии»; в ней он широко использовал те материалы, открытое обращение к которым тогда было невозможным.
В одном из писем Святослава Николаевича читаем: «Дорогой Павел Фёдорович... Для Николая Константиновича искусство жизни было превыше всех искусств... Удивительной была жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны. Как это нужно всё собрать и бережливо донести. Сколько было у них знаний, широких, истинных. Мысль была свободной, радостной. Только и думали о благе всех, поверх всяких внешних условностей, всяких ветхих ограничений... Пройдёт много времени до полной оценки всего творчества Николая Константиновича. Воистину он был великим человеком. Прекрасный образ Его как-то особенно светится. Такими должны были быть великие Учителя прошлого. Вся жизнь Его — это служение Добру, человечеству, и кто измерит все неисчерпаемые богатства Его внутренней жизни» (8.06.1962).
Помимо книги в серии «ЖЗЛ», Павел Фёдорович Беликов написал немало прекрасных статей о членах семьи Рерихов и их творчестве, начал работу над духовной биографией Н.К. Рериха; этот уникальный труд, даже будучи незавершённым, является ценным дополнением к уже изданной книге.
Во всём, что создано П.Ф. Беликовым, чувствуется не только глубокое знание, но и любовь ко всем членам великой семьи и их великим делам. Этой любовью он жил и горел до конца своих дней. Вероятно, именно поэтому предлагаемая читателям книга о Н.К. Рерихе, написанная около 40 лет тому назад, до наших дней остаётся «главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя» (Н.Д. Спирина. «Слово о Друге»).
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.