Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Зло может быть искореняемо лишь добром. … Добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало.

Мир Огненный, ч.1, § 592

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

"Лики древней Хакасии" приходят в Музей Н.К. Рериха в Новосибирске

17.12.2009


"Лики древней Хакасии" приедут к нам из Дома учёных.

Лица принцесс и воинов ушедших эпох смотрят на нас с фотографий. «Лики древней Хакасии» - так называется выставка, которая откроется с 24 декабря в новосибирском Музее Н.К. Рериха.

В технике светового пера были запечатлены фотографом Борисом Долининым (старшим видеооператором муниципального телевидения г. Абакан) погребальные таштыкские маски из многих музеев России, и теперь выставка путешествует из Хакасии по городам Сибири, побывала и в Финляндии, а теперь из выставочного зала Дома учёных Академгородка приходит в самый центр Новосибирска.

Что такое погребальная маска, только ли это слепок? Исследователь древней истории Хакасии С.В.Киселев писал: "таштыкские маски являются бесспорным памятником искусства. Таштыкские художники превзошли многих из западных товарищей. В эллинском Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности. Это объясняется, очевидно, той высокой школой, которую прошли таштыкские художники, участвуя в развитии скифо-сибирского, хунно-сарматского искусства".

Обычно для иллюстрирования научных докладов используются схематичные графические рисунки или строго-сухие снимки. Но художественно исполненные фотографии помогают нам заметить и прочувствовать ту бессмертную жизнь, которая наполняет произведения искусства и связывает нас сквозь эпохи и расстояния.
Выставка пробудет в Музее Рериха до середины января, а потом отправится в Омск. Приглашаем новосибирцев не пропустить уникальную возможность увидеть живые отражения своих давних предков.

Для заинтересовавшихся прилагаем аннотацию к выставке, составленную Э.Н. Киргинековым, старшим научным сотрудником Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р.Кызласова.


«Лики древней Хакасии». Фотовыставка

Менялись времена, возникали и погибали империи и государства Евразии, исчезали с мировой арены целые народы, но Хакасия, окруженная горами, таежными массивами, многочисленными реками, бережно сохранила до наших дней свою культуру и древний народ.

С началом нашей эры в Хакасии начинается новая эпоха. Меняется быт, появляются новые технологии и мода, возникают новые религии. Казалось, столь резкие изменения повлекут конфликты и войны, но народ Хакасии оказался мудрее. Историки отмечают органичное слияние разных культурных традиций на территории Хакасии, в ходе которого рождается новая культура, получившая название таштыкской (I-V вв. н.э.)

Китайские и арабские письменные источники сохранили сведения о далекой богатой стране, простирающейся на севере от Китая. Археологические памятники демонстрируют высокий уровень ремесла, искусства, религии, торговли. Население в это время говорило на самодийских, угорских и, вероятно, кетских языках, но господствующим уже тогда становился тюркский язык. Он стал основой для современного хакасского языка. Антропологи установили, что именно в это время на основе разноэтнического населения начинает формироваться современный внешний облик хакасов. В китайских летописях пишется, что население этой далекой страны имеет «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза», но вместе с тем встречаются и брюнеты с карими глазами. Как писал известный антрополог Г.Ф.Дебец, «в общем таштыкские маски представляют смешение европеоидных и монголоидных черт, напоминая больше всего шорцев и хакасов. Впрочем, среди последних удельный вес монголоидного компонента, по-видимому, несколько больше». Новосибирский профессор В.Г.Мордкович уже в наше время, в 2007г., отмечает интересный факт, что «среди них (современных хакасов) до сих пор нет-нет да и рождаются белокожие, голубоглазые, а то и рыжие отпрыски».

У древних жителей Хакасии сформировалось особое философское и религиозное мировоззрение о душе, жизни и смерти. В основе его – культ предка-героя и культ огня как посредника между богами или мирами. Огонь носил очищающие функции.

Как они выглядели древние люди таштыкской эпохи? На кого они были похожи? Это один из самых интригующих вопросов современной истории Хакасии. Не очень многие цивилизации мира донесли до нас изображения своих далеких предков. К ним, благодаря трудам современных археологов и историков и творениям художников и скульпторов таштыкской эпохи, несомненно, принадлежит Хакасия.

Для умерших сородичей таштыкцы изготавливали специальные гипсовые лицевые урны, которые внешне напоминали лицо или бюст умершего человека. Назовем их в дальнейшем для удобства масками. Покойных сжигали на дровяных кладках. Вместе с дымом огня дух человека возносился к Небу. Оставшийся прах укладывали в мешочки и помещали в ритуальные куклы и гипсовые лицевые урны - маски. Хоронили остатки умерших в кургане, обнесенном каменной оградой, внутри которой находился деревянный склеп. Склеп имел вход с юго-западной стороны. В погребальном помещении на полатях укладывали ритуальные куклы и ставили маски с прахом и ритуальными предметами.

Маски изготавливались на мягкой основе головы куклы, которая сшивалась из разных кусков кожи. Белая смесь наносилась слоями, на определенные участки. Маски были покрыты белой или красной краской, поверх наносилась роспись. На белых масках самым характерным орнаментом были красные пятна на щеках и спирали на лбу. На красных масках орнамент наносился черной краской. Помимо красной и черной краски, применялась голубая и зеленая краска. Наносился красочный бордюр по верху маски, окрашивались уши и нос, обозначались волосы и локоны. На многих скульптурах у темени имеется специальный вырез для накладной косы. У других верх на лбу обрезан, словно был закрыт головным убором. В уши иногда вдевали сережки, для которых были проделаны отверстия. На шее бывают нарисованные или налеплённые ожерелья.

Нет сомнения, что каждая маска изображала конкретного умершего человека. Такой подход позволял художнику создать скульптурный портрет и проявить свой индивидуальный талант. Творческий процесс создания масок являлся частью религиозного обряда погребения умерших. Сложный ритуал изготовления масок предполагал наличие в таштыкском обществе особых кланов жрецов-художников, жрецов-скульпторов, занимающихся исключительно ритуальными действиями.

В настоящее время большинство масок представлено фрагментами гипсовых осколков, но мастерство исполнения столь высоко, что по отдельным фрагментам лица можно восстановить целый образ человека. И, что удивительно! Даже эти отдельные фрагменты лица на фотографиях, особенно губы, нос, подбородок, позволяют дополнить, представить, дорисовать умозрительно полный образ человека - «каким он был при жизни, какой был у него характер, какая у него могла быть судьба».

В 2007 году исполнилось 100 лет со дня рождения профессора М.М.Герасимова, выдающегося антрополога-скульптора и археолога, автора метода портретной реконструкции по черепу человека. Посвященные этому юбилею, в 2007, 2008 году прошли выставки «Лики наших предков» в музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) в г.Санкт-Петербурге, «Пришедшие из веков» - в Государственном биологическом музее им. К.А.Тимирязева, в Дарвиновском музее в г. Москве. На них были представлены десятки работ с внешностью древнего человека, жившего на разных территориях (от Франции до Китая) и в разные эпохи от нижнего неолита до раннего железа.

В США в 2005 году по заказу ФБР разработана компьютерная программа реконструкции лиц по черепу или его фрагментам. Ученые использовали базу данных, содержащую компьютерные томограммы голов множества людей. Универсальный алгоритм программы исключает влияние личности художника на конечный результат и не требует проведения ручных измерений черепа.

История открытия и исследования таштыкских масок принципиально отличается от современной научной реконструкции внешности по черепу человека. Таштыкские маски изготавливались древними мастерами, современниками людей, изображенных на этих масках. Маски, как уже говорилось выше, являются результатом творения древнего скульптора и передают индивидуальные особенности внешнего облика человека таштыкской эпохи.

В настоящее время маски хранятся в Государственном Эрмитаже (г.Санкт-Петербург), в Государственном Историческом Музее и в музее культуры народов Востока (г. Москва), в Минусинском региональном краеведческом музее им. И.М.Мартьянова (г. Минусинск), в Хакасском республиканском краеведческом музее им. Л.Р.Кызласова и в музее Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова ( г.Абакан).

Представленные на выставке работы являются художественными фотографиями, снятыми в технике светового пера (световой кисти). Мы предлагаем рассмотреть таштыкские маски на фотографиях как портреты древних людей, как произведения искусства древних народов Южной Сибири. Известный исследователь древней истории Хакасии С.В.Киселев писал: «...таштыкские маски являются бесспорным памятником искусства». Как правило, в научных статьях и монографиях иллюстрации представлены сухими документальными фотографиями, а высокое мастерство исполнения археологического изделия скрыто схематизмом графического рисунка или фотографии. С.В. Киселев считал, что «таштыкские художники превзошли многих из западных товарищей. В эллинском Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности. Это объясняется, очевидно, той высокой школой, которую прошли таштыкские художники, участвуя в развитии скифо-сибирского, хунно-сарматского искусства». С другой стороны, С.В.Киселев находит большое сходство таштыкских масок с римскими масками, одновременно указывая, что они существенно отличаются от китайских погребальных масок. Если первые имели поразительную портретность, то вторые создавались в рамках ритуальной условности.

Художественная фотография скульптур-масок позволяет увидеть не скупую иллюстрацию к научной статье, а наполненную драматизмом жизнь человека. Всмотритесь - вот лик мудреца, удивительно спокойного и умиротворенного, вот портрет молодого человека, вот портрет сурового воина, вот портрет принцессы полной внутреннего достоинства, а это – образ правителя, облаченного властью, с надменным выражением лица.

Совершенно очевидно, что многие маски таштыкской эпохи удивительно схожи с лицами современных хакасов. Со временем мы планируем расширить эту фотовыставку, добавив фотографии масок ГИМ, музея народов Востока и Эрмитажа, и подобрать фотопортреты современных жителей нашей республики, похожих на своих далеких сородичей.

Вам представляется уникальная возможность с помощью современной цифровой фотографии, как на машине времени, перенестись на две тысячи лет назад, в эпоху древней Хакасии, и вглядеться в лица предков, живших на этой земле, горячо любивших ее и Вечное Небо над головой.

Вглядитесь в лики предков на фотографиях. Здесь можно встретить лица друзей, знакомых, родственников, а может, и свой собственный портрет. Люди, изображенные на фотографиях, жили в эпоху зарождения христианства на земле.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.