Делите все на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Мир Огненный, ч.2, 457 |
Накануне 12 февраля - дня рождения Елены Ивановны Рерих – вспомним её торжественный, огненный образ. Вот как говорила о ней и её жизненном подвиге Наталия Дмитриевна Спирина в 1989 году, на общественной конференции, посвящённой 110-й годовщине со дня рождения Елены Ивановны.
…Признательность проистекает из признания. Эта конференция, посвящённая Елене Ивановне, — выражение признательности той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие. Но не только книги и письма оставила она, но сам образ её и подвиг её жизни — это тот образец, тот идеал, в котором люди так нуждаются. Можно погасить свечу, но Свет Утренней Звезды потушить невозможно. Она предвестница Восхода, она — предтеча наступления нового Дня в истории планеты. Урусвати!
Девочка, тайком несущая к себе тяжелый том Библии; девушка, мечтающая об Общем Благе; женщина — жена и вдохновительница Николая Рериха, который писал о ней, что она «прозревала на всех путях наших. Нашла водительство духа и укрепила путь наш». Мать, давшая миру двух замечательных сыновей; автор книг о Будде, о Сергии Радонежском; собравшая и издавшая Криптограммы Востока; переводчица сложнейших философских текстов Е.П.Блаватской и писем Махатм («Чаша Востока»); автор двух томов изданных писем и огромного количества неизданных; и, наконец, посредница между нами и Великими Учителями, давшими через неё свет Знания людям.
Чтобы понять полученное, надо понять эпоху, в которой мы живём, и страну, на языке которой и для которой в первую очередь было дано Учение Живой Этики (Агни Йога).
Оно переводит отвлечённую мораль на научную практическую основу и доказывает, как это неотложно необходимо для спасения человечества и планеты.
Оно объединяет все религии и йоги, вскрывая их общую первооснову, исходящую из непреложных космических законов.
Оно устремляет к дальним мирам как к пути суждённому, выводя землян из их колыбели.
Оно помогает осмыслить земную жизнь как этап на беспредельном пути эволюции человеческой бессмертной сущности.
Оно излагает законы психической энергии, всеначальной энергии, которая сочетается со всеми проявлениями жизни, указывает на последствия её накопления или растраты, открывая пути к её осознанию и применению.
Оно призывает к созданию Общины Мира, к объединению всех народов, независимо от их расовой или национальной принадлежности, на основе Общего Блага.
Оно призывает к перерождению сознания, к той перестройке, которая должна начаться, прежде всего, с каждого человека в отдельности.
Оно говорит о значении мысли как первоосновы всей жизни.
Елена Ивановна пишет: «Учение Живой Этики не носит печати определённой национальности, потому оно и приложимо всюду и всегда». «Учение прежде всего прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному ученичеству». «Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению».
В книге «Сердце» (155) говорится: «Много оккультных книг, но большинство из них не может быть полезно сейчас. Причина главная в том, что они всюду предпосылают лишь каких-то особо избранных. Но Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлечённую этику Учением Жизни».
12 февраля, в 12.00, в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске будет показана слайдкомпозиция Студии СибРО "Елена Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов". Вход свободный.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.