Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останетесь прежними. Зов, 15.06.1921 |
Все ли мы умеем правильно понимать смысл музейных экспонатов, когда это – вещи, оставленные великим человеком? Случайный, не привыкший к музеям посетитель может просто недоумённо пожать плечом. Кто-то воспримет такие предметы как штрих эпохи, помогающий почувствовать её колорит. Но внимательный посетитель может ощутить гораздо больше.
В слове «Душа вещей» Наталия Дмитриевна Спирина собрала для нас параграфы Учения, которые помогают нам понять истинное место вещей в нашей каждодневной жизни. Приведём небольшой отрывок из этого слова и подумаем о том, что могут открыть нам музейные вещи, если мы захотим к ним прислушаться.
…В Учении Живой Этики говорится: «Пробуйте наблюдать жизнь так называемых неодушевлённых предметов. Замечайте ваше воздействие на них»1.
«Так явленные Йоги часто заповедуют ученикам говорить с вещами. (...) Считайте счастьем, что и в земном состоянии можно приучать себя к истинному обращению с предметами. (...) Можно понять, что и наши чувства обостряются на признании жизни всего сущего, в чём мы участвуем»2.
«Окружающие предметы поддаются влиянию Тероса (то есть психической энергии. — Н.С.). Можно чувствовать, как незримо доброжелательно будут относиться вещи, если их коснётся чистое пламя»3. Человек, носитель огня, «является в то же время и благо несущим и свет всему, что его окружает: людям, животным, растениям и вещам. Эманации света, исходящие от него, несут благословение всему, чего они касаются»4.
«Во всяком предмете наряду с частями совершенными найдутся крупицы хаотические. Можно из каждой вещи вызвать к действию или совершенные, или хаотические крупицы. Кроме магических вызываний, против которых Мы говорили не раз, каждый человек сердечной энергией совершает постоянные вызывания. Когда человек думает о неудобстве предмета, он становится действительно неудобным. Когда же человек мыслит о прекрасном предмете, то совершенные частицы его начинают действовать. (...) ...Предмет как бы оживает при человеческой мысли. Стоит человеку осознать эту естественную силу, как он может благотворно применять её во всех случаях жизни. (...)
Разве не прекрасно, что самые простые люди уже могут вызывать частицы прекрасные и могут останавливать течение хаотических крупиц?»5
1 Агни Йога. 101.
2 Мир Огненный. II. 147.
3 Агни Йога. 577.
4 Грани Агни Йоги. I. 18.10.1960.
5 Мир Огненный. II. 147.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.