Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Мудрость заключается в том, чтобы уметь прислушаться к советам и принять из них наилучший.

Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

Репортаж с открытия выставки В.Т. Черноволенко

13.03.2010


В августе 2007 года вдова художника Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко передала в дар музею Н.К. Рериха в Новосибирске 51 картину художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко. Благодаря сотрудничеству между Музеем Н.К.Рериха в Новосибирске и Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая у барнаульских зрителей появилась возможность увидеть эти необыкновенные картины.

12 марта в ГМИЛИКА открылась выставка картин Виктора Тихоновича Черноволенко из фондов СибРО, приуроченная к 110-летию со дня рождения художника.

Предлагаем вашему вниманию фотографии с окрытия выставки и фрагмент выступления, рассказывающий о группе "Амаравелла", в которую входил Виктор Тихонович.


«ПАНОРАМЫ ВСЕЛЕНСКОЙ КРАСОТЫ»

В России на рубеже XIX — XX веков возникло новое направление научно-философской мысли — русский космизм. Это было время, когда рождались идеи К.Э. Циолковского о единстве Вселенной, появилась ноосферная концепция В.И. Вернадского о разумности Космоса, работы А.Л. Чижевского о влиянии космоса на социальные явления планеты. Вселенная всё больше открывала свои тайны. Учёных волновали мысли о Вечности, о бесконечности мирового пространства и месте в нём человека.

Новое направление захватило и искусство. В творчестве художников, музыкантов, поэтов нашла воплощение идея единства человека и Космоса. Чувство неразрывной связи человека и Вселенной отражено в музыке А.Н. Скрябина, поэзии В.В. Хлебникова, картинах В.В. Кандинского, Н.К. Чюрлёниса, Н.К. Рериха. Люди искусства создавали образы иных миров. Последние данные науки, новая музыка, поэзия, философия свидетельствовали о том, что появилось Новое Космическое сознание.

В 1923-1927 годах сложилась первая в нашей стране группа художников-космистов — «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), состоящая из шести человек. Среди них был Виктор Тихонович Черноволенко, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Это позднее их стали называть художниками-космистами, сами себя они называли интуитивистами. Интуиция во многих случаях опережает точное знание и даёт представление о тайнах Иного Бытия, иной Реальности, находящейся за гранью чувств обыкновенного человека.

Из «Манифеста» группы «Амаравелла» мы узнаём, что некоторой долей интуиции должен обладать и зритель: «Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя… Восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их цель будет достигнута».

Художники «Амаравеллы» были первыми, кто начинал разрабатывать тему «Человек и Космос». Но их интересовали не технические достижения: их волновали духовные и эстетические аспекты освоения космоса, а именно: человек, постигающий иные каноны прекрасного; они хотели знать, конечен или бесконечен наш феноменальный мир и что находится там, дальше, за последней чертой конечного мира?

Выход в бесконечность для человеческой мысли неминуем. Но это требует расширения сознания. Художники-космисты готовят наше сознание к принятию и осознанию Беспредельности, их произведения заставляют задуматься о творческой эволюции разума, о смерти и бессмертии, о жизни на других планетах.

В 1926 году произошло важное событие в жизни амаравельцев: в Москву приехал выдающийся русский художник и общественный деятель Николай Рерих. С ним были его супруга Елена Ивановна и старший сын Юрий. Рерих внимательно и доброжелательно ознакомился с их картинами, предложил участвовать в международной выставке в Америке, беседовал с ними на серьёзные темы. Эта встреча сыграла решающую роль в становлении и судьбе группы «Амаравелла».

Впоследствии, когда космическое искусство оказалось под запретом, все члены группы, кроме Черноволенко, который работал в то время на Дальнем Востоке, были арестованы. Спустя десятилетия они были реабилитированы.

Виктор Тихонович Черноволенко родился в марте 1900 года в Москве. До призыва в Красную Армию работал в оперном театре в качестве статиста. В годы гражданской войны служил начальником пулемётной команды лыжного батальона в Томске. После ранения был комиссован. Вернувшись в Москву, он был вынужден оставить занятия живописью, в течение ряда лет работал в отделе снабжения, сначала на московском заводе "Каучук", потом начальником отдела крупного горнорудного комбината на Дальнем Востоке. В годы Отечественной войны работал на оборонном заводе в Москве. В послевоенные годы, вплоть до выхода на пенсию, занимался административно-хозяйственной работой на разных предприятиях.

Только после выхода в 1960 году на пенсию В.Т. Черноволенко полностью посвятил себя творчеству. Наступила «оттепель», искусство космистов снова получило право на жизнь, и стало возможным наконец заняться любимым делом. Расцвет его таланта приходится на последние двенадцать лет жизни: за это время им было создано 250 акварелей и 20 работ маслом. Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин. Известность к Виктору Тихоновичу пришла уже после его ухода из жизни в 1972 году.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.