Мудрость заключается в том, чтобы уметь прислушаться к советам и принять из них наилучший. Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1934 |
В августе 2007 года вдова художника Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко передала в дар музею Н.К. Рериха в Новосибирске 51 картину художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко. Благодаря сотрудничеству между Музеем Н.К.Рериха в Новосибирске и Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая у барнаульских зрителей появилась возможность увидеть эти необыкновенные картины.
Предлагаем вашему вниманию фотографии с окрытия выставки и фрагмент выступления, рассказывающий о группе "Амаравелла", в которую входил Виктор Тихонович.
«ПАНОРАМЫ ВСЕЛЕНСКОЙ КРАСОТЫ»
В России на рубеже XIX — XX веков возникло новое направление научно-философской мысли — русский космизм. Это было время, когда рождались идеи К.Э. Циолковского о единстве Вселенной, появилась ноосферная концепция В.И. Вернадского о разумности Космоса, работы А.Л. Чижевского о влиянии космоса на социальные явления планеты. Вселенная всё больше открывала свои тайны. Учёных волновали мысли о Вечности, о бесконечности мирового пространства и месте в нём человека.
Новое направление захватило и искусство. В творчестве художников, музыкантов, поэтов нашла воплощение идея единства человека и Космоса. Чувство неразрывной связи человека и Вселенной отражено в музыке А.Н. Скрябина, поэзии В.В. Хлебникова, картинах В.В. Кандинского, Н.К. Чюрлёниса, Н.К. Рериха. Люди искусства создавали образы иных миров. Последние данные науки, новая музыка, поэзия, философия свидетельствовали о том, что появилось Новое Космическое сознание.
В 1923-1927 годах сложилась первая в нашей стране группа художников-космистов — «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), состоящая из шести человек. Среди них был Виктор Тихонович Черноволенко, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Это позднее их стали называть художниками-космистами, сами себя они называли интуитивистами. Интуиция во многих случаях опережает точное знание и даёт представление о тайнах Иного Бытия, иной Реальности, находящейся за гранью чувств обыкновенного человека.
Из «Манифеста» группы «Амаравелла» мы узнаём, что некоторой долей интуиции должен обладать и зритель: «Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя… Восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их цель будет достигнута».
Художники «Амаравеллы» были первыми, кто начинал разрабатывать тему «Человек и Космос». Но их интересовали не технические достижения: их волновали духовные и эстетические аспекты освоения космоса, а именно: человек, постигающий иные каноны прекрасного; они хотели знать, конечен или бесконечен наш феноменальный мир и что находится там, дальше, за последней чертой конечного мира?
Выход в бесконечность для человеческой мысли неминуем. Но это требует расширения сознания. Художники-космисты готовят наше сознание к принятию и осознанию Беспредельности, их произведения заставляют задуматься о творческой эволюции разума, о смерти и бессмертии, о жизни на других планетах.
В 1926 году произошло важное событие в жизни амаравельцев: в Москву приехал выдающийся русский художник и общественный деятель Николай Рерих. С ним были его супруга Елена Ивановна и старший сын Юрий. Рерих внимательно и доброжелательно ознакомился с их картинами, предложил участвовать в международной выставке в Америке, беседовал с ними на серьёзные темы. Эта встреча сыграла решающую роль в становлении и судьбе группы «Амаравелла».
Впоследствии, когда космическое искусство оказалось под запретом, все члены группы, кроме Черноволенко, который работал в то время на Дальнем Востоке, были арестованы. Спустя десятилетия они были реабилитированы.
Виктор Тихонович Черноволенко родился в марте 1900 года в Москве. До призыва в Красную Армию работал в оперном театре в качестве статиста. В годы гражданской войны служил начальником пулемётной команды лыжного батальона в Томске. После ранения был комиссован. Вернувшись в Москву, он был вынужден оставить занятия живописью, в течение ряда лет работал в отделе снабжения, сначала на московском заводе "Каучук", потом начальником отдела крупного горнорудного комбината на Дальнем Востоке. В годы Отечественной войны работал на оборонном заводе в Москве. В послевоенные годы, вплоть до выхода на пенсию, занимался административно-хозяйственной работой на разных предприятиях.
Только после выхода в 1960 году на пенсию В.Т. Черноволенко полностью посвятил себя творчеству. Наступила «оттепель», искусство космистов снова получило право на жизнь, и стало возможным наконец заняться любимым делом. Расцвет его таланта приходится на последние двенадцать лет жизни: за это время им было создано 250 акварелей и 20 работ маслом. Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин. Известность к Виктору Тихоновичу пришла уже после его ухода из жизни в 1972 году.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.