Когда все усилия приложены, тогда приходит и Помощь. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
Выставка Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) "Мастер удивительных образов" откроется в новосибирском Музее Н.К. Рериха 24 апреля в 14-00. Экспозиция содержит 34 репродукции картин мастера, находящихся в различных художественных собраниях. Выставка продлится по 15 июня.
Литовский художник, композитор, литератор, мыслитель Микалоюс Константинос Чюрленис - один из самых интересных мастеров начала XX века.
В художественном мире его имя звучит рядом с именем непревзойдённого мастера гор Николая Константиновича Рериха. Именно Н.К.Рерих одним из первых оценил и поддержал творчество М.К.Чюрлёниса. В своей статье, посвящённой художнику, Рерих писал: «Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чюрлёниса. Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нём нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чюрлёнис дал свой стиль, свою концепцию токов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый… Во время моего председательствования в «Мире Искусства» много копий пришлось преломить за искусство Чюрлёниса».
Известный рериховед, поэт, прозаик Наталия Дмитриевна Спирина, тоже любила и глубоко изучала творчество литовского художника. Она была в его Музее в Каунасе, переписывалась с одной из его сестер, собрала большой архив, посвященный Чюрлёнису. Во многом благодаря Наталии Дмитриевне и открывается эта выставка.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.