Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным. Надземное, 689 |
Также приводим выдержки из рассказа о выставке «Рериховский век» на апрельском «Круглом столе» Сибирского Рериховского Общества.
15 апреля 2010 г. в Санкт-Петербурге прошло торжественное открытие международного проекта «Рериховский век». Открытие выставки было приурочено к 75-летию подписания Пакта Рериха.
Работа над осуществлением этого проекта длилась несколько лет. Сибирское Рериховское Общество получило приглашение участвовать в нём ещё в 2008 г. Мы представляем на этой выставке деятельность Б.Н. Абрамова и Н.Д. Спириной, а также Музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае. Часть экспонатов размещается в тематических блоках, посвящённых Е.И. Рерих, С.Н. Рериху, З.Г. Фосдик. В оформлении экспозиции были использованы карты, подготовленные сотрудниками СибРО, а также наши многочисленные издания.
Организаторами проекта стали — Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга, Государственный Эрмитаж, Музей-институт семьи Рерихов, Центральный выставочный зал «Манеж».
Идея проекта — впервые представить наследие семьи Рерихов как целостное явление российской и мировой культуры путём привлечения многообразного комплекса материалов из музеев и собраний России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Выставка объединила усилия и возможности более 70 музеев, научно-образовательных центров и частных собраний из 33 городов России и зарубежья. Можно с уверенностью сказать, что проект «Рериховский век» — особое явление в современной музейной практике.
15 апреля на открытии присутствовали представители Правительства Санкт-Петербурга, общественных, научных и культурных организаций города, дипломатического корпуса, участники выставки и гости*.
* Часть приветствий звучала в видеозаписи, поэтому здесь они опущены.
Так, Михаил Борисович Пиотровский отметил: «Я позволю себе выступить не только в качестве директора Эрмитажа, но и в качестве Президента Всемирного Клуба петербуржцев. Однажды мы решили, что для нас одним из идеалов петербуржца является Николай Константинович и вся семья Рерихов. Сохранение памяти этой семьи очень важно для нас. Выставка многообразна, и она создает особенную «рериховскую» атмосферу».
Звучали приветствия от полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе Ильи Иосифовича Клебанова, от помощника заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по культуре Людмилы Леонидовны Секачевой, которая зачитала приветствие Комитета по Культуре Государственной Думы, от Генерального директора Музея искусств народов Востока Александра Всеволодовича Седова, от Председателя международной общественной организации «Родительская забота» Клары Шараповны Мансуровой, от Международного Центра Рерихов.
Заслуженный художник России Борис Александрович Мессерер в своём Приветственном слове сказал: «Когда я думаю о Рерихе, я поражаюсь тому, как он мог, находясь столько времени за пределами своей Родины, не утратить острой любви к ней, — это феномен русского духа. (…) Я приношу ему благодарность за это и хочу служить его памяти».
Генеральный консул Республики Индия в Санкт-Петербурге госпожа Радха Локеш сказала: «Дорогие дамы и господа, друзья! Я рада быть сегодня с вами здесь по такому особому случаю, как 75-летие Пакта Рериха. Это событие отмечается во всем мире - везде, где народы и правительства озабочены сохранением культурных ценностей. Николай Рерих был выдающейся фигурой своего времени и в своем поиске знаний он шел различными путями – искусства, философии, религии, археологии, этнографии и общественной деятельности. Он добился превосходных результатов во всех этих областях и оставил после себя огромный объем знаний. Определенно его душа ощутила резонанс в Индии и он сделал ее своим домом. (…)
Хочу закончить словами Рабиндраната Тагора из письма Николаю Рериху: «Ваш великий гуманитарный труд на благо народов и ваши идеи Пакта Мира и особого знамени для защиты культурных сокровищ - это исключительно эффективный символ, и этот Пакт окажет огромное влияние на культурную гармонизацию между народами».
Директор Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов Алексей Анатольевич Бондаренко вышел приветствовать участников и гостей выставки вместе с куратором проекта Юлией Юрьевной Будниковой. Он сказал слова благодарности всем, кто поддержал и помог осуществить этот проект, и объявил выставку открытой.
Два больших выставочных зала вмещали в себя и мемориальные разделы, посвящённые всем членам семьи и их многогранной деятельности, а также разделы, посвящённые ученикам и последователям этой великой семьи.
Основные тематические блоки выставки:
Первый этаж
Русский период в жизни и творчестве семьи Рерихов.
Россия в творчестве Н.К. Рериха.
Рерих — великий интуитивист эпохи.
Европа, Америка в жизни и творчестве семьи Рерихов.
Индия и Центральная Азия.
Экспедиции, организованные Н.К. Рерихом.
Институт Гималайских исследований «Урусвати».
Деятельность, связанная с продвижением Пакта Рериха.
Деятельность Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха.
Второй этаж освещал художественное, литературное, научное и философское наследие семьи Рерихов, а также последователей и учеников Рерихов.
На второй день после открытия выставки состоялось торжественное собрание «Пакт Рериха и вызовы 21 века».
24 апреля весь день на выставке показывалось 19 фильмов студии СибРО, звучал голос Н.Д. Спириной.
Посетители выставки имеют уникальную возможность увидеть реконструированный Пермский иконостас, который в настоящее время хранится в разобранном виде в разных городах — в Перми и Екатеринбурге. И он предстаёт впервые перед зрителем в том виде, как его задумал Н.К. Рерих.
Пермский иконостас одноярусный, как в ранних храмах Византии и Древней Руси, в центре расположены высокие Царские врата с надвратной сенью, справа образ Спаса Нерукотворного, слева - храмовая икона Казанской Божьей Матери, на дьяконских дверях изображены Архангелы Михаил и Гавриил, а за ними - иконы Предстоящих.
Впервые представлены коллекции западноевропейской живописи и буддийских танок из собрания Н.К. Рериха, а также ни разу не выставлявшаяся коллекция археологических находок Рериха, все эти коллекции находятся в Эрмитаже.
Устроители выставки в центре второго этажа поместили копию так называемого Йеллингского камня – Камня с рунами. У Н.К. Рериха этот камень изображён на картине «Сокровище Ангелов».
«Витражи счастья» — это воссоздание буддийских молитвенных барабанов с витражами, выполненными по эскизам Н.К. Рериха. Отдельные подлинные витражи находятся в Дацане Санкт-Петербурга, в создании которого участвовал Н.К. Рерих.
Пройдём по залам «Манежа» и посмотрим представленные экспозиции...
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.