Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
|
8 мая, в день памяти Е.П. Блаватской, в новосибирском Музее Н.К. Рериха открылась выставка "Сфинкс ХIХ-го века". Она поступила к нам из фондов Исследовательского Фонда Рерихов (Санкт-Петербург).
Появление на культурной арене, интеллектуальной и духовной сцене XIX века такой удивительной фигуры, как Елена Петровна Блаватская, и её не имеющих аналогов трудов стало настоящим потрясением и совершило (как совершает и в наши дни) переворот в сознании многих людей.
Вспомним о человеческих качествах нашей великой соотечественницы.
В своих воспоминаниях о детстве и юности Вера, сестра Е.П.Блаватской, рассказывает, что люди боялись не столько шалостей и оригинальных выходок Елены, сколько её искренности: она всегда говорила правду в открытую. Она ненавидела лицемерие. Особо беспокоила родных её манера говорить людям в лицо то, что она о них думает: в "приличном обществе" это считалось признаком дурного тона.
Но в то же время она была так добра и так смела, что готова была всё отдать неимущему, всё сделать для друга и на всё решиться в защиту обиженного - и при этом никогда не помнила зла и обид. Невозможно было быть менее злопамятной, чем она, и прощать искренне своих недругов. Эта прекрасная черта всю жизнь её отличала.
Один из учеников Е.П. Блаватской вспоминал: «Одно было в ней особенно примечательно. Она никогда, никогда не питала злобы, не терпела тайного злословия, никому не давала понять, что в её душе остался хоть след раздражения или неодобрения, хоть какая-то тень былого. Всё прошедшее просто стиралось начисто и полностью забывалось».
Уильям Джадж писал о Елене Петровне: «Cреди сумятицы жизни, среди ажиотажа, который производили те, кто обвинял её в трюках и обмане, и их противников она всегда оставалась для нас образцом безграничной преданности своему Учителю».
Американский писатель Джонстон отмечал: «Ничему из всех её необыкновенных свойств я так не удивлялся, как её глубокому смирению, её постоянной готовности радоваться достоинствам в других и всегда забывать свои собственные великолепные дары. Е.П.Б. была похожа на горный поток, вытекающий из глубокого светлого озера, скрытого за облаками и несущего богатства заоблачных сфер в земные долины».
А вот свидетельства Анни Безант: «Умение переносить тяжкое без ропота, умение терпеть – было главной способностью Блаватской. Самой выдающейся чертой её характера была сила, устойчивая, твёрдая, как скала.
Её терпимости к мелочам и к внешним проявлениям не было границ, зато в вопросах важных она была непреклонна и определённа, как никто.
Её правдивость и чистота её намерений были поразительны, и в то же время сила её характера не поддавалась никаким ударам судьбы.
Она была так бедна, что постоянно нуждалась в деньгах, а когда деньги были – они немедленно исчезали. Щедрость её была воистину царской. Всё, что у неё было: вещи, деньги, платье, - всё отдавалось первому встречному, находившемуся в нужде.
Она всегда рассуждала с высшей точки зрения, была снисходительна и терпима к чужой мысли и к чужому характеру и не обращала внимания на внешнее человека, если внутри у него всё было в порядке».
* * *
"Следует прежде всего обучить детей уверенности в своих силах, любви ко всем людям, альтруизму, милосердию по отношению друг к другу и, более всего остального, думать и рассуждать самостоятельно. Мы сведем чисто механическую работу памяти до абсолютного минимума и посвятим освободившееся время развитию и тренировке внутренних чувств, умений и скрытых способностей. Нам надлежит направить свои усилия на создание свободных мужчин и женщин: свободных интеллектуально, свободных морально, с непредвзятым отношением к самым разнообразным аспектам жизни и, превыше всего, бескорыстных".
Е.П. Блаватская. "Хрустальный родник", июль 23.
"Если не можешь быть солнцем, стань скромной планетой. И если ты не в силах сиять, подобно полуденному светилу над белоснежными вершинами вечной чистоты, что ж — избери себе более скромный удел.
Пусть даже ты — не самая яркая звезда, затерянная средь множества себе подобных на вечернем небосклоне, служить ты можешь путеводною звездою для тех, кто держит путь свой в темноте".
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.