Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость. Надземное, 47 |
И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу.
Н.К. Рерих. «Сердце Азии».
Находящийся в центре Евразии, Алтай раскинулся на пересечении путей древних миграций. На протяжении многих веков он являлся своеобразным коридором между таёжной Сибирью, степями Монголии и Центральной Азии. Окружённая мифами и легендами, земля Алтая хранит память о прошедших здесь народах: об их различных этнографических ритуалах и традициях, о крайне разнящихся между собой религиозных системах.
7 августа, в день, когда 84 года назад в Верхний Уймон прибыла экспедиция Рерихов, в Мемориальном музее Рериха в Верхнем Уймоне была открыта новая выставка по археологии.
В старинном амбаре, приспособленном под выставочный зал, разместились экспонаты, среди которых – фотографии, сделанные сотрудниками СибРО во время экспедиции по Онгудайскому району Горного Алтая, одному из самых насыщенных древними памятниками; артефакты, предоставленные сибирским археологом В.Д. Кубаревым; материалы Е.П. Маточкина, известного новосибирского искусствоведа, изучающего Горный Алтай; графические работы на исторические темы алтайского художника М.П. Чевалкова - и другие материалы.
Открывая выставку, В.Н. Лихачёв поблагодарил всех участников, силами и трудами которых была создана экспозиция. Он пояснил, что эта выставка – первый шаг на пути создания в будущем археологического музея. Это новое предложение Сибирского Рериховского Общества было внесено в Концепцию культурного комплекса «Наследие Алтая», организованного в Верхнем Уймоне при содействии районной и сельской администраций и объединившего все музеи села.
Светлана Борисовна Чальчикова – методист отдела культуры Онгудайского района – первую экскурсию по новой экспозиции начала словами, обращёнными к сотрудникам СибРО: «Огромное спасибо всем вам за то, что вы взялись за осуществление того, о чём я думала больше десяти лет. Моя мечта, чтобы курганы Алтая были восстановлены, не оставаясь разрытыми, и ко всем нашим древним памятникам утвердилось бы должное отношение. Зачастую курганы вскрывались, всё лучшее изымалось, а места раскопок так и бросали не закрытыми. Они стоят как зияющие раны, на это тяжело смотреть. Если здесь произвести повторные раскопки, многое ещё можно открыть. Мы, алтайцы, считаем, что придёт время более грамотных археологов с другими знаниями. Они будут относиться к курганам совершенно по-другому. Пусть со временем у вас здесь организуется целый археологический городок. И когда-нибудь своим посетителям вы скажете: «Мы покажем вам наш старый археологический музей - то, с чего мы начинали», – и начнёте экскурсию отсюда. То, что сейчас заложено в мечтах, сбудется, мы вместе претворим это в жизнь».
Экскурсию она начала у стендов с изображениями предметов из скифских курганов. (Скифы, о которых мы впервые узнали от древнегреческого историка Геродота, – собирательное имя многих народов, вышедших тысячи лет назад из просторов Азии). Название скифских племён, живших в середине 1-го тысячелетия до н.э. на территории Алтая, было известно древним грекам ещё как «стерегущие золото грифы». Так их называет в своих художественных работах и Мирослав Павлович Чевалков. Его картины и рисунки поражают специалистов-археологов точным воспроизведением всех деталей одежды, утвари, оружия скифов, чья культура распространилась на огромные территории, и вызывает большой интерес учёных разных стран.
Мы рассматриваем фотографии курганов – каменных насыпей на местах древних захоронений, и балбалов – вертикально поставленных камней, образующих поминальные ограды. Узнаём, что были и ритуальные захоронения, без тела человека. Это делалось в том случае, когда человек погибал где-то далеко. От него привозились какие-то его вещи или предметы, и совершался обряд погребения обряд вторичного захоронения духа. Ставились изваяния. Светлана Борисовна поясняет: «Это захоронения не простые. Наши предки совершали специальные обряды, которых мы не знаем. Что мы вызовем, соприкоснувшись и пробудив что-то в этом захоронении — большой вопрос, который нельзя не учитывать».
Каменные изваяния или, как их называют алтайцы, кезер-таш – памятники тюркской эпохи, воплощающие образы древних воинов. В правой руке воин держит чашу или кубок, левая рука лежит на рукоятке сабли. Он готов принять гостей, но также готов и отразить врага.
Интересны изваяния бронзового века: «оленные камни», массивные отёсанные каменные плиты с выбитыми на них изображениями, и петроглифы, изображения на скалах. Это – свидетельства о том, как в прошлом жили люди, как они осваивали мир. Мифические олени с ветвистыми рогами, несущими солнце, считались священными у древних кочевников Евразии. Вместе с изображениями козлов, оленей, лошадей мы видим изображения верениц людей, их ритуальные хороводы.
Денисова пещера – одно из самых значимых памятников истории, расположена на границе с Алтайским краем, где возраст самых древних находок датируется тремястами тысячами лет. В ней обнаружены останки древнего человека; рунические письмена древних тюрков, антропоморфные изображения духов или божеств...
Как много интересного в истории и культуре наших далёких предков, сколь разнообразны выводы учёных-археологов!
Выставка, открытая недавно, уже привлекла внимание гостей Музея. Экскурсоводам предстоит осваивать пока новые для себя области знания.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.