Отвернемся от тьмы, даже травы умеют тянуться к Свету. Мир Огненный, ч.1, 585 |
Наталья Ивановна Кулакова |
В Музее Н.К. Рериха до 25 сентября продолжается экспозиция "О дивный остров Валаам" пастельных работ московской художницы Натальи Кулаковой.
* * *
Вот как рассказывает художница о Валааме:
Словом «Валаам» называют архипелаг из полусотни островов, расположенных в северной части Ладожского озера и одноимённый остров, давший название всему архипелагу. Название Валаам происходит от финно-угорского слова «валам» — высокая горная земля. Архипелаг действительно напоминает горную страну, в которой есть и свои вершины, и отвесные обрывы, и своеобразные ущелья, и отдельные плато. Здесь могучие сосны и ели растут прямо на скалах, которые на десятки метров бывают приподняты над водой, отчего берег подчас выглядит неприступной крепостью.
Острова были заселены еще в X веке, и почти сразу на них обосновались православные монахи, отстроившие на островах мужской Спасо-Преображенский монастырь. Монахам название архипелага показалось созвучным имени библейского пророка и они нарекли его Валаамом.
«Природным феноменом» назвал Валаам великий русский ученый Дмитрий Менделеев.
«Живописен в высшей степени», — восторженно писал о Валааме молодой Иван Шишкин после первого посещения острова, именно здесь он написал свою знаменитую картину «На севере диком».
Природа Валаама настолько уникальна, что в XIX веке он стал своеоб-разной школой пейзажной живописи, в которой готовили свои дипломные работы выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств, среди которых выделяются имена И.И. Шишкина, А.В. Гине, Ф.А. Васильева и других. На Валааме они бывали неоднократно и увековечили его пейзажи на многих своих картинах, хранящихся ныне в самых известных музеях мира. Воспел Валаам и Николай Рерих. Он побывал на острове несколько раз. Под впечатлением от этих поездок им был написан ряд картин, среди которых знаменитый «Святой остров».
Неотделимо от природных красот архипелага его архитектурное убранство и православные святыни, создававшиеся на протяжении столетий. За свою многовековую историю Спасо-Преображенский монастырь создал на Валааме выдающийся ландшафтно-архитектурный комплекс, получивший мировую известность. Здесь возводились церкви, часовни, скиты и хозяйственные постройки; прокладывались дороги, были соединены мостами острова, посажены деревья, заложены сады и огороды. Кроме того, Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси.
На Валааме исторически сложилось так, что человек, ищущий спасения в от-речении от мира, начинает свой путь в монастыре (общежитская форма), затем переходит в скит, а из скита может по благословению настоятеля уйти в "пустынь", стать отшельником. Но в Спасо-Преображенском монастыре эта самая высшая и самая трудная «ступень» монашеской жизни не сохранилась — её отменил игумен Дамаскин.
Святые мощи Валаамских чудотворцев, преподобных Сергия и Германа захо-ронены в скале под Спасо-Преображенским собором Валаамского монастыря и находятся там поныне.
Преподобные Сергий и Герман никогда не оставляют своего братства продолжают подавать исцеления и творить многие чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
* * *
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.