Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она как сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час. Мир Огненный, ч.1, § 118 |
В Новосибирске в Музее Н.К. Рериха к празднику Рождества Христова была показана новая слайдпрограмма «Образ Христа в изобразительном искусстве». Открылась новая экспозиция репродукций картин Н.К. Рериха, посвящённых жизни великого духовного Учителя Иисуса Христа: «Христос в пустыне», «Искушение Христа», «Сошествие во ад» и другие. В книгах Учения Живой Этики, составляющих основу мировоззрения Рериха, так говорится об Иисусе: «Невозможно обнять всю глубину проповеди Великого, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что Высочайшее выражалось наипростейшими словами». В этом же источнике читаем: «Как писать жизнь Христа? Разноцветными кристаллами и сиянием цветов…» Этому завету в своём творчестве и следовал Н.К. Рерих. На рождественском празднике в Музее Н.К. Рериха также был представлен триптих «Голгофа», автором которого является заслуженный художник России Л.Р. Цесюлевич из города Барнаулa. | |
Левая часть произведения называется «Несение креста». Этот крест бесконечный, он символизирует нескончаемый труд Учителей Света на благо человечества. Центральная часть триптиха «Распятие» трактуется автором как Жертва Господня, ставшая возвышением духа. Все муки Христа ради того, чтобы люди «проснулись» и от материального мира шагнули к духовным ценностям. На правой части — «У креста» — изображена Мария Магдалина, которая оплакивает своего Учителя; она потрясена тем, что люди убили Самого Лучшего из сыновей человеческих. Но свет Его божественной любви облагородил, напитал и продолжает питать духовной энергией множество сердец. От Рождества Христова на Земле началось новое летоисчисление. | |
На открытии выставки посетители могли услышать рассказ самого Леопольда Романовича о триптихе в видеозаписи, а также познакомиться с изображением его картины «Встреча в пустыне», посвящённой Христу.
Выставка будет работать до 30 июня. |
Л.Р. Цесюлевич. Встреча в пустыне.
|
Спирина Наталия Дмитриевна
* * *
Дух Христа веет через пустыни жизни. Листы Сада Мории. Зов, 3.9.1921 Дух Его веет через пустыни жизни, А люди думают, что Он только в храме; Они ставят перед Ним свечи, Бьют земные поклоны И плачут перед Его иконой. Они думают, что Он где-то На небе, в каком-то загробном мире; Что Он - одно, а они - другое, И между ними общего нет. Кто сказал людям эту ложь?! Кто отнял у них самое дорогое, Чем возвышается дух человека, Самое святое - сознание Единства?! И люди стали как звери, Потому что решили, Что Он - одно, а они - другое; И между ними общего нет. И люди смешались с пылью И погрузились в трясины, Потому что решили, Что они от земли, а Он от Неба, И Ему можно лишь поклоняться, Пресмыкаясь и ползая в прахе, И бессильно молить о пощаде, О благоденствии и времени мирном, Попутно совершая подлость И спокойно убивая друг друга... Но теперь настаёт время Человека, А не двуногого и не зверя; А "человек" это "чело веков", Над которым выдумка-смерть не имеет власти, - Непреходящее, вечное, неразрушимое Я. И это Я знает своё единство со Вселенной И с Теми Лучшими, Которые приходили С лучших планет на нашу малую Землю, Чтобы пробудить это Я, Погружённое в плотные слои материи, Это Я, которое есть часть Их Самих, И часть Космоса, и вечного Огня Жизни, Который веет через все пустыни, И возносится в стебле каждого цветка, И сверкает в каждой звезде на небе. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.