Зло может быть искореняемо лишь добром. … Добро может вытеснить зло, тем пресекая его существование. Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало. Мир Огненный, ч.1, § 592 |
|
28 января на заседании педагогической секции в Музее Н.К. Рериха обсуждались занятия с детьми по теме «Великий закон человечности», недавно прошедшие в школе Верх-Уймона.
После небольшого вступительного слова ведущих (Юлия Цыганкова, Сергей Сапунков) и просмотра уже знакомого многим фильма студии СибРО «Великий закон человечности» участникам встречи удалось самим побывать в роли учеников-старшеклассников. Аудитория охотно отвечала на вопросы педагогов, рассуждала о том, легко ли совершать добрые поступки и изменять мир к лучшему.
А Людмила Толстихина, проводившая уроки у малышей, вызвала желающих поиграть: посидеть на волшебном стуле, где все будут говорить, что хорошего они о тебе знают, и совместно построить «пирамиду любви» - каждая ладошка в этой пирамиде обозначает добрые чувства к кому-то или чему-то в мире. На таких незамысловатых примерах было наглядно видно, как даже простым приветливым словом можно «увеличить количество добра в мире».
Притчи, подобранные педагогами для обсуждения, действительно заставляли задуматься, оставались в памяти и на сердце.
* * *
У ворот города сидел старик. К нему подошёл путешественник. Было видно, что юноша пришёл издалека.
«Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе?», - спросил юноша у старика.
«А какие люди жили в городе, который ты покинул?» — спросил у него старик.
«Это были злые, эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними».
«Здесь ты, юноша, встретишь таких же».
Некоторое время спустя другой путешественник задал старику тот же вопрос: «Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев».
Старик ответил: «Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришёл?»
«Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне нелегко было оставлять их».
«Здесь ты найдёшь таких же».
Купец, который привёз в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику: «Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…»
«У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашёл ничего хорошего там, откуда пришёл, он и здесь его не найдёт. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя».
* * *
Один молодой человек был очень несдержан. Его отец, желая дать урок своему вспыльчивому сыну, подал ему мешочек гвоздей, наказав вбивать гвоздь в столб забора всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнева.
В первую неделю в столбе было несколько десятков гвоздей. Через неделю число забиваемых в столб гвоздей поубавилось. Юноша подумал, что легче сдерживать свои чувства, чем забивать гвозди.
Наконец, пришёл такой день, когда он ни разу не потерял самообладание.
«Теперь, — сказал отец, — каждый раз, когда сдерживаешь свой гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю».
Прошло немало времени, но вот настал такой день: в столбе не осталось ни одного гвоздя. Юноша сказал об этом отцу. Когда они оба подошли к забору, отец сказал: «Посмотри, сколько дыр осталось в столбе. Такие же шрамы остаются в душе человека, когда наносишь ему обиду. Даже если ты попросишь прощения, он уже никогда не будет таким, как прежде, - его душе останется шрам…»
* * *
Шли через пустыню два друга. О чём-то заспорили, и один, не сдержавшись, дал пощёчину другому. Последний, ни слова не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Скоро друзья вышли к оазису. Утолив жажду, они решили искупаться в источнике. Тот, который получил пощёчину, вдруг стал тонуть, и друг пришёл ему на помощь. Очнувшись, спасённый высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который сначала дал пощёчину, а потом спас своего друга, спросил его: «Почему, когда я обидел тебя, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне?»
Друг ответил: «Я пишу свои обиды на песке, чтобы ветер мог стереть их. Когда кто-то делает хорошее, я высекаю мою радость на камне. Чтобы даже время не могло её стереть».
* * *
Один старец призвал однажды к себе своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла чёрная точка.
«Что вы здесь видите?» - спросил старец.
«Точку», - ответил один.
«Чёрную точку», - подтвердил другой.
«Жирную чёрную точку», - уточнил третий.
«Отче, о чём ты так горько плачешь?» - удивились ученики, когда учитель заплакал.
«Все вы увидели только маленькую чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа…»
Так и мы часто замечаем в человеке только его недостатки и не видим его достоинств.
* * *
Была у человека земля. И послал он сына обрабатывать её.
Сын пошёл. Когда он обозрел поле, то пал духом, и сказал сам себе: «Нескоро я очищу землю…»
С этими словами он лёг на землю и предался сну; так поступал он в течение многих дней. Однажды отец пришёл посмотреть работу сына. Увидев, что ничего не сделано, он сказал ему: «Почему ты до сих пор ничего не сделал?»
Юноша ответил отцу: «Я пришёл было на работу, но, увидев, сколько предстоит сделать, смутился, лёг на землю и заснул».
«Сын, - сказал ему отец, - если бы ты каждый день обрабатывал бы такое пространство земли, какое занимаешь, лёжа на ней, то твоя работа уже подходила бы к концу».
Услышав это, юноша поступил, как сказал ему отец, и в короткое время поле было очищено и обработано.
* * *
Тематика следующего (мартовского) собрания педагогической секции – подвиг и героизм.
Перейти к статье в журнале "Восход" о предыдущей педагогической секции - "Культура - почитание света".
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.