Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Мир Огненный, ч. 3, 395 |
4 февраля в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха открылась выставка пастелей Евгения Палладиевича Маточкина «Лики Белухи». На одиннадцати картинах, представленных в экспозиции, с разных ракурсов изображена священная гора Белуха — самая высокая вершина Сибири. Встреча с Е.П. Маточкиным в Музее Н.К. Рериха не случайна — в этот день он отметил своё 70-летие. Хотя эта цифра мало сочетается с образом и ритмом жизни юбиляра — он энергичный, всегда желанный участник и гость на художественных выставках и научных конференциях, успешно трудится в своей области и полон творческих планов.
Живопись не является основным видом занятий Е.П. Маточкина, он — доктор искусствоведения, в активе которого свыше 300 работ в этой области. Кроме этого, после окончания Новосибирского государственного университета он работал в Институте ядерной физики и в соавторстве с другими учёными написал 89 научных работ по физике. Е.П. Маточкин — известный исследователь творчества семьи Рерихов. Вместе с академиком А.П. Окладниковым, Н.Д. Спириной и В.Е. Ларичевым был основателем «Рериховских Чтений». В списке его творческих дел ещё многое: и участие в концертах для фортепиано с оркестром, и восхождения на горные вершины, и археологические изыскания, а в детстве – как выяснилось на встрече при поздравлениях – даже… участие в балетных постановках. Словом, разнообразие дарований этого замечательного человека удивляло всех, и о каждой из областей можно было рассказывать ещё и ещё. Важно и то, что все эти творческие направления не просто существуют по отдельности – они слились в удивительно цельную человеческую судьбу. Как отметил при открытии мероприятия сотрудник СибРО С.А. Деменко: «Семьдесят лет назад судьба устроила так, что на землю пришёл человек, который именно в своё время стал крайне необходим, а где-то даже и незаменим. Это настоящее человеческое счастье – жить и осознавать, что ты родился в тот самый момент, когда ты более всего необходим, когда твои силы, потребности, труд крайне востребованы временем и людьми». Представленные на выставке картины, созданные Евгением Палладиевичем в конце 1970-х – начале 1980-х годов, родились после посещения Алтая и восхождения в районе Белухи на пик Рериха, названный в честь выдающегося художника, а также на другие вершины, посвящённые членам семьи Рерихов и их сподвижникам. В этом цикле картин автор выразил любовь и восхищение миром гор, непрерывной игрой красок, чистотой и свежестью, разливающейся по просторам этого благодатного края, воспетого и его любимым художником Н.К. Рерихом. У Е.П. Маточкина сохранились фотографии того времени, и при просмотре слайдряда «Восхождение на Рериховские пики Алтая» гости праздника могли зрительно побывать в горах и почувствовать всё великолепие этого мира. В отдельной экспозиции представлены труды Е.П. Маточкина по рериховской тематике — художественные альбомы «Поэзия старины», «Индия Святослава Рериха», «Образ Иисуса Христа» и другие. Например, монография «Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей» отражает значительный вклад художника в русское религиозное искусство начала XX века. В дореволюционный период Н.К. Рерих создал немало монументальных творений, но, к сожалению, многие из них неизвестны даже специалистам. Данное исследование, выполненное в историко-культурном аспекте, восполняет этот пробел. В завершение программы в исполнении юбиляра прозвучали произведения для фортепиано. Игра Евгения Палладиевича оставляет после себя ощущение искренности, душевной глубины и неуловимой торжественности. | |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.