Не слова, но лишь мысль убеждает и перерождает сознание. Община, 219 |
25 февраля в Музее Н.К. Рериха прошла очередная встреча в рамках Музыкального лектория. Она называлась «С любовью к России. Композиторы "Могучей кучки"». Эльвира Полонская, ведущая лектория, справилась с задачей раскрытия столь грандиозной темы легко, виртуозно и с большим мастерством. Она – не только великолепный музыкант, но и талантливая рассказчица. Глубокое знание темы позволило ей выстроить материал настолько интересно, что два часа, в продолжение которых чередовались рассказ, демонстрация слайдов, фрагментов видеофильмов и музыкальные номера, для зрителей прошли как одно мгновение - цельное, неповторимое и прекрасное. Встречи Музыкального лектория в Музее Н.К. Рериха всегда проходят очень вдохновенно, и всегда кажется, что в этот раз всё ещё более интересно, чем в прошлый. Так было и в эту субботу. Благодарные зрители - а их был полный зал – после окончания вечера словно не хотели уходить, долго еще ходили по Музею, обмениваясь впечатлениями. Помимо постоянных участников, уже ставших друзьями Музея, - Анатолия и Эльвиры Полонских и солистки НГАТОиБ Ольги Колобовой, - в этот день на сцене Музея выступала лауреат международных конкурсов Мария Краснова, блестяще исполнившая сложнейшую пьесу М.А. Балакирева «Исламей», а также фрагмент из «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. В исполнении О.Колобовой прозвучали романсы Н.А. Римского-Корсакова, Ц.Кюи, ариозо Ярославны из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». А. Полонский исполнил несколько фортепианных пьес Бородина. Звучали и фортепианные дуэты: Э. и А. Полонские сыграли фрагмент симфонической поэмы Римского-Корсакова «Шахерезада», а самые юные участники концерта – Маша и Валя Лаптевы из Детской школы искусств №7 – исполнили «Гопак» Мусоргского. По окончании встречи постоянная посетительница «Музыкального лектория» Наталья Петровна Шадрина, хорошо известная в городе радиожурналистка, подошла, чтобы выразить восхищение участникам и организаторам вечера: «Для меня единственный отдушиной в наше трудное время является музыка. Я постоянно посещаю филармонию и другие концертные площадки города и хочу сказать, что Музей Рериха стал одним из лучших культурных центров Новосибирска. Вспоминаю те руины, которые представляло собою это здание в середине 1990-х, когда я брала интервью у строителей музея. Могла ли я тогда представить, что будет построен такой прекрасный дом – храм культуры… Здесь необыкновенная атмосфера, и люди к вам притягиваются необыкновенные. Ведь музыкантов много, но таких, которые всю душу вкладывают в исполнение, как это бывает на ваших концертах, встретишь не часто». Подходили и другие зрители, благодарили, задавали вопросы, делали предложения о темах будущих вечеров лектория. Музыканты, конечно, устали, но и они были счастливы – счастливы тем, что смогли передать другим огонек своей любви к музыке, что их мастерство нужно людям. «Удивительно, что здесь, в музее Рериха, всегда играешь с большой отдачей. Что-то такое происходит…» - поделился Анатолий Полонский. Следующая встреча музыкального лектория, заключительная в сезоне, состоится 28 апреля. Она будет посвящена творчеству нашего выдающегося современника - Георгия Свиридова. | |
* «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824-1906). |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.