Истинно сказано, что спросится не только за злые слова, но и за непроизнесенные добрые слова. Рерих Е.И. Письмо от 09.09.1937 |
| В начале марта, накануне Международного женского дня, в Верх-Уймонском Доме культуры состоялась выставка-ярмарка рукотворных изделий местных мастеров — и взрослых, и детей. Такие выставки ежегодно проводятся домом творчества «Город мастеров» (Сибирское Рериховское Общество) вот уже пять лет подряд. За это время качество и разнообразие выставленных изделий значительно возросли. На открытие выставки прибыли работники администрации Усть-Коксинского района — руководитель отдела культуры Ольга Павловна Симиренко и заместитель главы Усть-Коксинского района Клара Альбертовна Ердакова.
Самая большая и разнообразная часть выставки, всегда вызывающая большой интерес посетителей, — это резные деревянные изделия. Вот уже несколько лет, как в Верх-Уймонской средней школе работает кружок резьбы по дереву, руководителем которого является В.Н. Лихачёв. Жителям Уймонской долины давно известно об успехах ребят, ведь их работы были представлены на различных выставках и конкурсах. Юные резчики, несмотря на загруженность в школе, постоянно трудятся — не только во время учебного года, но и на каникулах. Начав с самых простых работ, они повышают своё мастерство, и многие из них уже украшают резьбой большие блюда, шкатулки, сундучки и даже навесные шкафы. Интереснейшим блоком выставки стали большие деревянные тарелки, украшенные необычной росписью и инкрустированные поделочным камнем — яшмой, чароитом, родонитом, нефритом. Данное направление появилось благодаря Анатолию Петровичу Веселёву, выработавшему особый стиль росписи, в котором соединились элементы алтайских орнаментов и так называемого «звериного стиля», подробно описанного учёными-археологами. Эстафету подхватил начинающий художник Данила Лихачёв, его работы и были представлены на мартовской выставке. Ещё одно новшество — гравировка по сланцу, выполненная местной самобытной мастерицей Ольгой Байлагасовой. Основная тема сюжетов — древние легенды Алтая. Всего два года Ольга занимается гравировкой, но её работы уже вызывают большой интерес у посетителей. Камнерезная мастерская, которая находится в стадии становления и поиска своего стиля, также представила свои изделия из местного, алтайского камня — яшмы, змеевика, мрамора, тулита.
И ещё одно направление, которое развивается в Верхнем Уймоне, — это художественная кистевая роспись по дереву. Традиционная для Сибири урало-сибирская роспись была популярна в Уймонской долине более 100 лет назад: местная художница Агашевна («травчатый живописец», как её назвал Н.К. Рерих), расписывала не только посуду, но и наличники, двери, печи, потолки. В настоящее время юные «Агашевны» — учащиеся Верх-Уймонской школы, третий год занимаются в кружке кистевой росписи, постигая современный стиль. Урало-сибирская роспись имеет два направления: сельское и городское. На выставке в основном был представлен городской стиль.
Выставка закончила свою работу, а начинающие мастера продолжают учиться и трудиться. Впереди — новые работы и новые выставки. Перейти к полному фоторепортажу на сайте культурного комплекса "Наследие Алтая" (uymon.ru) >>>
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.