Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Мир Огненный, ч.1, § 75 |
Леопольд Романович Цесюлевич, заслуженный художник РФ, член Союза художников России, передал в дар Новосибирскому музею Н.К. Рериха свою картину — «Портрет Н.К. Рериха» (2,4 м х 1,4 м, масло). Открытие выставки состоялось 14 апреля. Созданию портрета предшествовало многолетнее изучение Л.Р. Цесюлевичем творческого наследия Н.К. Рериха и его семьи. Автор не только достиг внешнего сходства с обликом великого художника, но и передал богатый духовный мир человека, который «постоянно жил Высшим Миром». Перед зрителем — образ мудреца, в его руках ларец, символизирующий знания, накопленные многовековой историей человечества. «Он готов отдать сокровище и смотрит, есть ли последователи, есть ли те, кто понесут его дальше?» — комментирует своё произведение Л.Р. Цесюлевич. Рерих изображён на фоне алтайской горы Белухи — мастер много раз запечатлевал её белоснежные вершины на своих полотнах. Выставку открыли О.А. Ольховая и искусствовед Е.П. Маточкин. Рассказ самого художника о картине был показан в видеозаписи. Звучала поэма Н.Д. Спириной «Вестник», посвящённая Николаю Рериху. Картина будет находиться в постоянной экспозиции.
Торжественное открытие выставки приурочено к Дню подписания Пакта Рериха (15 апреля 1935) — первого международного соглашения по охране культурных ценностей. В продолжение праздника были показаны слайд-фильм о Знамени Мира по выступлению Н.Д. Спириной «Священный Знак» и видеофильм о Н.К. Рерихе «Голос Эпохи». Завершил программу концерт классической музыки. Завтра, 15 апреля, в воскресенье, в Музее Н.К. Рериха в 14-00 будет повторён слайдфильм о Знамени Мира «Священный Знак», а затем будет показан слайд-фильм, посвящённый Христу - «Воскресение Духа», и фильм «Великий Леонардо». В этом году на 15 апреля приходится празднование Пасхи, а также исполняется 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи, великого художника, особенно близкого Н.К. Рериху, и 77 лет со дня подписания Пакта Рериха.
| |
|
|
| |
Л.Р. Цесюлевич родился в 1937 году в Риге. В 1961 году окончил Государственную академию художеств Латвийской ССР и с 1963 года живёт и работает в Барнауле. На Алтай он приехал по совету старшего сына Рерихов — Юрия Николаевича, с которым встречался в Москве. |
В 1967 году Л.Р. Цесюлевич принял участие в экспедиции по Алтаю, в результате которой были собраны материалы о пребывании семьи Рерихов в селе Верхний Уймон во время Центрально-Азиатской экспедиции (1923 — 1928). Так было положено начало созданию в этом старообрядческом селе Мемориального дома-музея Н.К. Рериха. |
| |
|
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.