Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе.

Мир Огненный, ч.1, 146

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

Музыкальный лекторий. Лирическая вселенная Георгия Свиридова.

28.04.2012


28 апреля в Музее Н.К. Рериха прошла заключительная в этом сезоне встреча музыкального лектория. «Лирическая вселенная Георгия Свиридова» - так она называлась.

В этот день музыка Свиридова звучала в исполнении юных пианистов Маши Волчек, Маши и Вали Лаптевых (причём одну из пьес Валя разучила специально для лектория только вчера!). Солистка Светлана Абрамова познакомила зрителей с романсами Свиридова на стихи Пушкина. Выступали, конечно, Эльвира и Анатолий Полонские. В видеозаписи рассказывал о своей судьбе и музыке и сам композитор.

Началась встреча не совсем обычно. Поскольку Свиридов много писал для голоса, первым прозвучал в записи именно хоровой фрагмент. Множество голосов сливались, соединялись где-то в вышине, словно образуя музыкальный купол над нашей многострадальной и прекрасной родиной.

«Россия имеет свою судьбу, - говорил композитор. – Как один писатель сказал: Россия – трудная земля. Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди. (…) Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжая свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее».

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Будучи сторонником большевиков, отец погиб, когда Георгию было 4 года.

Когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. Ещё в начальной школе мальчик сильно увлёкся литературой и музыкой. Причём первым его инструментом стал исконно русский, народный - балалайка. Мальчик талантливо подбирал музыку на слух и был принят в местный ансамбль народных инструментов.

Позже он поступил в Курскую музыкальную школу, а в 16 лет решил продолжать обучение в Ленинграде. В городе знакомых у Георгия не было, поэтому житейски ему приходилось очень трудно, но стремление к музыке преодолевало всё. В Центральном музыкальном техникуме он занимался сначала по классу фортепиано, а потом перевёлся на композиторское отделение. Самым известным сочинением юного композитора стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.

Недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил, летом 1936 года Свиридов возвращается, поступает в Ленинградскую консерваторию. Особенно тесная творческая связь установилась у него с педагогом Дмитрием Шостаковичем.

Окончание учёбы в консерватории выпало на 1941 год. Георгий Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья и в составе Ленинградской филармонии был эвакуирован в Новосибирск, где жил до 1944 года, писал военные песни и музыку для спектаклей. Затем прееехал в Москву.

За время своего творчества композитор был удостоен различных наград и званий (в том числе – орден Ленина и звание народного артиста СССР). В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

Последнее десятилетие творческой деятельности вплоть до своего ухода в 1998 году Георгий Свиридов посвящает в основном музыке для песнопений и молитв.

«Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях… Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное, находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы…»

«Сложный предмет – время. Не знаю, существует ли оно вне человека? Художник имеет право жить в каком-то другом времени, и он даже обязан иногда жить в другом времени. И из этого своего времени видеть происходящее».

«Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. (…) В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. (…) Россия – это таинственное такое образование, общность людей, природы, исторической судьбы. И, наконец, Россия – как некая лирическая величина. То, что она для меня значит, и что словом определить я не могу». «Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня что такое Россия».



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.