Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе. Мир Огненный, ч.1, 146 |
28 апреля в Музее Н.К. Рериха прошла заключительная в этом сезоне встреча музыкального лектория. «Лирическая вселенная Георгия Свиридова» - так она называлась. В этот день музыка Свиридова звучала в исполнении юных пианистов Маши Волчек, Маши и Вали Лаптевых (причём одну из пьес Валя разучила специально для лектория только вчера!). Солистка Светлана Абрамова познакомила зрителей с романсами Свиридова на стихи Пушкина. Выступали, конечно, Эльвира и Анатолий Полонские. В видеозаписи рассказывал о своей судьбе и музыке и сам композитор. Началась встреча не совсем обычно. Поскольку Свиридов много писал для голоса, первым прозвучал в записи именно хоровой фрагмент. Множество голосов сливались, соединялись где-то в вышине, словно образуя музыкальный купол над нашей многострадальной и прекрасной родиной. «Россия имеет свою судьбу, - говорил композитор. – Как один писатель сказал: Россия – трудная земля. Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди. (…) Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжая свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее». | |
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Будучи сторонником большевиков, отец погиб, когда Георгию было 4 года. Когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. Ещё в начальной школе мальчик сильно увлёкся литературой и музыкой. Причём первым его инструментом стал исконно русский, народный - балалайка. Мальчик талантливо подбирал музыку на слух и был принят в местный ансамбль народных инструментов. Позже он поступил в Курскую музыкальную школу, а в 16 лет решил продолжать обучение в Ленинграде. В городе знакомых у Георгия не было, поэтому житейски ему приходилось очень трудно, но стремление к музыке преодолевало всё. В Центральном музыкальном техникуме он занимался сначала по классу фортепиано, а потом перевёлся на композиторское отделение. Самым известным сочинением юного композитора стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
Недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил, летом 1936 года Свиридов возвращается, поступает в Ленинградскую консерваторию. Особенно тесная творческая связь установилась у него с педагогом Дмитрием Шостаковичем. Окончание учёбы в консерватории выпало на 1941 год. Георгий Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья и в составе Ленинградской филармонии был эвакуирован в Новосибирск, где жил до 1944 года, писал военные песни и музыку для спектаклей. Затем прееехал в Москву. За время своего творчества композитор был удостоен различных наград и званий (в том числе – орден Ленина и звание народного артиста СССР). В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Последнее десятилетие творческой деятельности вплоть до своего ухода в 1998 году Георгий Свиридов посвящает в основном музыке для песнопений и молитв. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях… Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное, находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы…» «Сложный предмет – время. Не знаю, существует ли оно вне человека? Художник имеет право жить в каком-то другом времени, и он даже обязан иногда жить в другом времени. И из этого своего времени видеть происходящее». «Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. (…) В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. (…) Россия – это таинственное такое образование, общность людей, природы, исторической судьбы. И, наконец, Россия – как некая лирическая величина. То, что она для меня значит, и что словом определить я не могу». «Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня что такое Россия». | |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.