Настойчивость, твёрдость и действия, даже против очевидности, в правом деле всегда принесут победу. Рерих Е.И. Письмо от 06.07.1934 |
2 августа в Верх-Уймоне на территории Музея Н.К. Рериха, на открытой сцене, состоялся необычный концерт: авторская музыкально-поэтическая программа «Русь Святая». Собравшиеся жители Верх-Уймона и окрестных сёл услышали игру на древнерусских музыкальных инструментах — гуслях и билах в исполнении артистов из Москвы — Любови Басурмановой и Влады Якуповой. В Верх-Уймон артисты приехали после выступления на июльском "Круглом столе" Сибирского Рериховского Общества.
| |
Била – древний инструмент, состоящий из металлических пластин, звуки из которого извлекаются специальными молоточками. Звучание его сродни колокольному звону.
|
Прозвучали песни на стихи разных авторов, музыку к которым написала Любовь Басурманова – одна из известнейших гуслисток России. Влада Якупова (била) — замечательный музыкант, прошедший многолетнюю школу игре на колоколах во многих храмах России, а также у лучших мастеров игры на билах.
|
После концерта артисты пригласили на сцену всех желающих прикоснуться к необычным инструментам и попробовать извлечь из них звуки. Редкая возможность — и поток зрителей потёк на сцену, тут же выстроилась очередь. Особенно самозабвенно играли на билах дети – и по долине потекли разнообразные звуки – «колокольчики» звучали, конечно, не так красиво и гармонично, как у Влады Якуповой, однако сам звук этого инструмента настолько удивительно чист, что дети завороженно слушали извлекаемые ими звуки и дивились тому, что у них «тоже получается». Рядом взрослые, присев на корточки, проводили пальцами по гуслям, пытаясь сквозь детский гомон и звуки бил вслушаться в звучание этого когда-то очень распространённого на Руси струнного инструмента.
| |
|
Приведём впечатления одного из юных зрителей этого замечательного концерта. Андрей Гуськов (11 лет): В тот день я был очень рад, что присутствовал на концерте. Большие впечатления произвели на меня билы. Казалось, будто звуки исходили от колоколов, так как звуки были очень схожими. Любой человек, не побывавший на этом концерте и не знавший бил, послушав их музыку, сказал бы, что это колокола. Но это, на удивление, не так. Гусли — тоже необычный инструмент с тонким звучанием. Похожие звуки издаёт арфа. Я слышал её несколько раз на концертах. Когда концерт закончился, всем разрешили самим попробовать играть на билах и на гуслях. Играть на билах было очень интересно. Но у меня, если честно, не очень получалось. Но всё равно было здорово. По гуслям мне еле удалось провести пальцами, так как было очень много народу, и мы не смогли долго практиковаться. Я рад, что попал на концерт!
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.