Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Не вечный странник, но гонец стремящийся – Наш путь.

Озарение, ч. 2, гл. 6, п. 17

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

Поэзия японской живописи

10.11.2012


Выставка «Поэзия японской живописи» открылась в Музее Н.К. Рериха 10 ноября. Она состоит из предметов частных коллекций, в том числе свитков японской живописи. Экскурсию по выставке провели Филипп Тарасов (Тюмень) и Дмитрий Боронкин (Курган), благодаря которым эта выставка и приехала в Новосибирск. Встреча прошла очень оживлённо. Гостей было много, все не вместились в зал, но аудиотрансляция позволяла слушать беседу и из других помещений, где скромно разместились посетители-завсегдатаи, оставляя первые ряды гостям.

«Чудо всегда просто и доходчиво, – написал кто-то в гостевой книге после открытия выставки. – Оно в сердцах неравнодушных к красоте».

После открытия выставки в концертном зале Музея звучала классическая музыка. В концерте приняли участие студенты и аспиранты Новосибирской государственной консерватории: Нурдана Егешова и Мария Калинина (скрипка, класс профессора М.И. Турича), лауреат международных конкурсов Михаил Молчанов (виолончель, класс В.М. Минасяна), партию фортепиано исполняли дипломант международных конкурсов Наталья Якименко и Мария Шаманина.

Предлагаем вам фоторепортаж с выставки и небольшое вступительное слово, посвящённое японской культуре.


Япония – островная страна, расположенная на четырёх больших и множестве малых островов. Её древняя история уходит корнями в далёкое прошлое и содержит больше вопросов, чем ответов.

Известно, что развитость искусства является показателем уровня культуры и цивилизации любого народа. История искусства Японии началась давно, более 10 тыс. лет назад. Это был период неолита – нового каменного века. Наиболее красноречивыми находками того периода явились керамические изделия. Их назвали «Дзёмон», что в переводе означает «След верёвки», так как характерный узор на изделиях напоминал след скрученного жгута. С одной стороны, керамические изделия древней Японии походили на керамику других древних народов, но с другой, в них можно было разглядеть особенности, присущие только японской культуре. В узорах разнообразных сосудов отразились представления о стихиях ураганов, морей и огнедышащих гор. Фантастика этих причудливых асимметричных изделий словно была подсказана самой природой. Они служили не только для бытовых, но и для ритуальных целей.

Особым толчком для развития искусства послужило утверждение в стране буддизма в VI веке. Связи с континентальными государствами Кореей и Китаем сыграли важную роль в развитии японского искусства. Впитывая и перерабатывая достижения других стран, Япония поднялась на новую ступень самостоятельного художественного развития. С конца 6 века в страну хлынул поток тем и образов, связанных с буддизмом.

IX век, с приходом к власти могущественного рода Фудзивара, ознаменовался новым этапом в жизни страны и получил название Хэйан (Мир и покой). Длительный и сложный, он вошёл в историю Японии как время ослабления иноземных влияний и расцвета изысканной столичной культуры, породившей неповторимые в своей самобытности творения архитектуры и живописи, поэзии и прозы. Период Хэйан можно назвать подлинной эрой стихосложения. Короткие пятистишия – танка – служили средством светского общения.

Туман весенний, для чего ты скрыл
Цветы вишнёвые, что кончили цветение
На склонах гор?
Не только блеск нам мил,
И увяданья миг достоин восхищения.

В XII веке Япония пережила кровопролитную междоусобицу и приход к власти сёгуна, вследствие чего в искусстве на смену изысканности пришли строгость и простота.

В условиях островной страны, где вечно ощущалось отсутствие простора, японцы овладели искусством воссоздания рядом со своим жилищем чрезвычайно разнообразных миниатюрных миров. Развитие садового искусства было связанно с дзэнским учением о достижении истины путём познания природы – огромной, изменчивой, бесконечной.

В конце XIV – начале XV века в Японии развивается пейзажная монохромная живопись, выполненная на свитках. Картины природы – бескрайной, чуждой суетному миру – внесли в японскую живопись новые ноты.

XVI – XVII века ознаменовались небывалым строительством феодальных замков, которое началось во время междоусобных войн. Постепенно замки лишились своего оборонного значения, превратившись в парадные дворцовые сооружения. Необходимость оформления дворцовых покоев породила спрос на произведения искусства, что стимулировало его развитие.

К этому же времени относят появление нэцке – миниатюрных скульптур, служивших противовесом для закрепления на поясе кошелька, ключей и других необходимых вещей. Несмотря на кажущуюся утилитарность, нэцке полны смысла и философского значения. Они похожи на миниатюрные скульптуры окимоно (вещь для обозрения), предназначенные для украшения интерьера.

Сегодняшняя выставка не претендует на полноту охвата истории искусства Японии. Мы будем рады дать зрителю хотя бы небольшую возможность прикоснуться к культуре этой загадочной древней страны.


Рассказывают Филипп Тарасов (Тюмень)...

...и Дмитрий Боронкин (Курган).


Нурдана Егешова, Наталья Якименко


Михаил Молчанов, Наталья Якименко


Мария Калинина, Мария Шаманина



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.