Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Грани Агни Йоги, 1958, § 673 |
Е. П. Маточкин — известный исследователь творчества семьи Рерихов, сделавший очень многое для популяризации имени Рериха в Сибири. Вместе с известными учёными А.П. Окладниковым, В.Е. Ларичевым и рериховедом и поэтом Н.Д. Спириной он был организатором всесоюзных конференций «Рериховские чтения»; участвовал в съёмках знаменитого фильма о Н.К. Рерихе режиссёра Р.А. Григорьевой. К 100-летнему юбилею Н.К. Рериха Евгений Маточкин совершил восхождение на пик имени великого художника и развернул там Знамя Мира. Затем им были сделаны восхождения и на другие пики, названные именами членов семьи Н.К. Рериха, а также З.Г. Фосдик и П.Ф. Беликова. Награждён несколькими медалями за большой вклад в рериховское движение, в 2011 году стал лауреатом Международной премии имени Николая Рериха в номинации «Сохранение Рериховского наследия».
Значителен вклад Е.П. Маточкина в науку. После окончания Новосибирского государственного университета он работал в Институте ядерной физики и в соавторстве с коллегами написал 89 научных работ по физике.
Е.П. Маточкин — доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств; им опубликовано более 300 работ в области искусствоведения, треть из них — по рериховской тематике. Евгений Палладиевич далеко не «кабинетный учёный», он участвовал в экспедициях Третьяковской галереи по поиску икон в Сибири. Во время походов по Горному Алтаю совершил немало открытий в области наскальных рисунков. Им изучен целый ряд замечательных памятников: красочные изображения Бии, Калтака, Сатакулара, уникальные петроглифы грота Куйлю, Зелёного озера, Поперечной Красноярки в Усть-Коксинском районе. Исследовал современное искусство алтайских чабанов — рисунки на коре, дереве, камне, возобновление обычая установления антропоморфных изваяний.
Евгений Палладиевич сумел выразить себя и в искусстве живописи: выставка его пастелей «Лики Белухи» побывала в Новосибирске, Самаре, на Алтае. Он очень любил музыку, был ценителем и прекрасным знатоком музыкальной классики. Имея музыкальное образование, неоднократно принимал участие в любительских концертах и литературно-музыкальных композициях как пианист.
Все эти творческие устремления и дарования слились в удивительно цельную человеческую судьбу. Как было отмечено на праздновании 70-летнего юбилея Е.П. Маточкина в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске, «мудро решает жизнь, кому, когда родиться, какие наклонности получить, чтобы быть полезным этому миру, чтобы прийти и принести свои труды для всечеловеческой пользы. Это настоящее счастье — жить и сознавать, что ты родился в тот самый момент, когда более всего необходим, когда твои силы, стремления и труд крайне востребованы временем и людьми».
Пусть память о Евгении Палладиевиче Маточкине — разностороннем деятеле, энтузиасте, душевном и искреннем человеке — останется для будущих поколений зовущим примером, зажигающим сердца.
«В этом мире встречи и разлуки
Чередуются как день и ночь;
Но разлуку в силах превозмочь
Люди, породнившиеся в духе, —
В сфере той, где расстояний нет,
Их соединяет вечный Свет».
(Н.Д. Спирина)
Сотрудники Сибирского Рериховского Общества
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.