Кто не может обойти наблюдаемый предмет со всех сторон, тот не исследователь. Мир Огненный, ч.3, 509 |
12 февраля, день рождения Елены Ивановны Рерих, в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске начался в концертном зале со слайдпрограммы, посвящённой Елене Ивановне. А затем состоялось долгожданное открытие выставки одной картины — портрета «Урусвати», написанного Леопольдом Романовичем Цесюлевичем. Эту работу, как и портрет Н.К. Рериха, который был выставлен в апреле прошлого года, художник подарил музею. Рассказ об этом событии будет опубликован в журнале «Восход», а пока предлагаем вам фоторепортаж с праздника и небольшие комментарии.
«Писать портреты кого-то из Рерихов, не разделяя философии, которую принесла в мир эта семья, бессмысленно, — отметила во вступительном слове исполнительный директор СибРО О.А. Ольховая. — Леопольд Романович получил эти знания ещё в юности, и это решило всю его дальнейшую судьбу. Его духовным учителем был Р.Я. Рудзитис, человек, тесно связанный духовными узами со всей семьёй Рерихов. Л.Р. Цесюлевичу посчастливилось и в другом — он имел встречи и общение с обоими сыновьями Николая Константиновича, мельчайшие детали которых прекрасно помнит до сих пор. Он глубоко вник и в художественное творчество Николая и Святослава Рерихов. В каком бы жанре не работал художник, какой бы ни была тематика его полотен, главным в его творчестве для него остаются вопросы духовности — то, что определяет отношение Л.Р. Цесюлевича ко всем явлениям жизни».
О Елене Ивановне Рерих нам известно достаточно много — известна её биография, свидетельства о встречах и контактах с нею оставили ученики и близкие Елене Ивановне люди. Всё это более или менее полно обрисовывает внешний контур её жизни, её земной подвиг. О другой стороне её жизни, которая была скрыта от внешнего мира, знал только небольшой круг учеников. Миссия Её была сокровенной, и потому человечество узнало об этой Посланнице Высших Сил лишь после того, как Она покинула Землю. Именно эту строну её жизни отразил Л.Р.Цесюлевич в своей картине. Рассказ о том, как он писал картину и что в ней заключено, прозвучал в видеозаписи.
После открытия выставки состоялся концерт. Выступал ансамбль скрипачей «Ноктюрн» Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова. Художественный руководитель - Татьяна Гусева, концертмейстер - Ксения Никулина. Скрипичный концерт прошёл на большом вдохновении, зрители не хотели отпустить музыкантов и попросили повторить один из музыкальных номеров, а потом аплодировали стоя. | |
На фото ниже:
|
|
| |
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.