Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее. Иерархия, § 331 |
Сборник Н.К. Рериха "Сказки. Легенды. Притчи", вышедший в ИЦ РОССАЗИЯ, - очень долгожданная книга, которой пришлось преодолеть ряд трудностей на пути к читателю.
Книгу было решено издавать с иллюстрациями. Ни для кого не секрет, что нелегко иллюстрировать литературные произведения великого художника - нужно и сохранять главные ноты его художественного настроя, и в то же время не пытаться его копировать. Чтобы справиться с такой серьёзной задачей, новосибирская художница Любовь Лазарева не раз совершенствовала свои иллюстрации к некоторым сказкам, добиваясь более точных образов.
Когда книга была уже подготовлена, возникли трудности с её публикацией. Предполагалось выпустить издание в цветовой гамме, близкой давним фотоснимкам, называемой дизайнерами "хром". Задача с передачей тонов оказалась под силу не всем типографиям. Первый отпечатанный тираж оттисков, несмотря на тщательный выбор исполнителя, пришлось, к большому огорчению, забраковать и искать новую типографию, в итоге остановившись на выборе издательско-полиграфического предприятия "Офсет". И вот, наконец, книжечка небольшого формата у нас в руках, пролистаем её вместе...
Предисловие от издательства
Легенда, сказка, предание играли огромную роль в творчестве Николая Константиновича Рериха — художника с мировым именем, философа, писателя, общественного деятеля. «Неправда, что сказка — удел богатеев пресыщенных. Множества трудящихся бедняков черпали силы и надежду в сказке-правде, — писал Рерих. — Кто узнал сказку, тот умел постоять и за правду. Сама будничная работа преображалась. …В каждом человеке живёт мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может»1. «…В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа»2.
Путешествуя по местам духовной культуры Европы и Азии, вглядываясь в сокровенные глубины народной психологии, Николай Константинович бережно отбирает образцы народного творчества. В них ярко выражены душа народа, его стремление к улучшению жизни, к добру, героизму, самопожертвованию во имя счастья людей. Рерих убеждён, что в каждом мифе, каждом древнем символе сокрыта истина: «О малом, о незначительном человечество не слагает легенд»3. Для него сказка, предание есть забытое под наслоением веков знание. Сказочные образы вырастают из реальных устремлений людей и народов, основа легенд и преданий всегда жизненна и достоверна. «…Самые серьёзные учёные, — пишет художник, — уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков»4.
Возвышенный строй былин, стихия народной песни завораживают Рериха уже в юности. В его ранних литературных работах явственно обозначился интерес к истории и фольклору, с его «праздничным великолепием сказочных элементов». Об этом свидетельствуют отдельные сочинения, написанные в духе исторической баллады, народной былины.
Сокровища народной мудрости вдохновили Николая Константиновича на создание собственных сказок и притч. Как и всё творчество Рериха, эти произведения неповторимо самобытны. Благодаря яркой образности и своеобразию языка, окрашенного народным колоритом, сказки глубоко западают в сознание, заставляют ещё и ещё раз перечитывать их.
Чаще всего сказки Рериха выдержаны в духе философской притчи. Уже в этих его ранних произведениях наметился круг образов и тем, который будет характерен для всего его дальнейшего творчества. В них нашла отражение философия торжества света и добра.
Своё представление о задачах искусства, о назначении творца Рерих раскрывает в юношеском произведении «Детская сказка». Призвание художника — свободное творчество, плоды которого получают самостоятельное бытие, служа людям, радуя их и украшая жизнь, — такова основная идея сказки.
Рерих затрагивает и важнейшие нравственные проблемы. Так, смысл притчи «Гримр-викинг» выражен в словах «в счастье нет друга» — к такому горькому выводу приходит викинг, герой сказки. Даже очень близким людям бывает трудно порадоваться счастью друга, ибо этому мешает зависть.
В сказке «Города пустынные» отразилась проблема угрозы механической цивилизации, всегда волновавшая Рериха. Сказка заканчивается радостным провозвестием победы сил природы.
Николаю Константиновичу, великому гуманисту, необычайно близко понятие подвига. В притче «Подвиг» утверждается мысль, что пути подвижничества могут быть разными, но по существу это всегда будет служение благу людей.
Рериха привлекают образы героев, исторических деятелей. Среди них — Чингиз-хан, выдающийся вождь монгольского народа. Высокая оценка художником роли этого деятеля основана на глубоком знании истории Средней Азии. Первое обращение к этому образу — сказка-поэма «Вождь», прославляющая Чингиз-хана и его деяния. Сказка написана в духе народной песни.
Некоторые произведения Н.К. Рериха целиком основаны на фольклоре. Так, поэтический сказ «Лют Великан» был услышан и записан художником в поездке по Валдайскому уезду. В народном духе выдержана миниатюра «Жальник»: в ритмике заговоров и заклинаний словно оживает далёкая старина.
Среди произведений Рериха выделяется поэма в прозе о красоте Русской земли и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». Николай Константинович создаёт образ России как целебной чаши, наполненной сказочной силой. Необыкновенно значимо звучат слова великого патриота и провидца о нашей Родине.
В сказке-предании «Клады» также предстаёт образ Родины как страны с неисчерпаемыми богатствами, до времени скрывающимися в её недрах.
Одна из самых близких Рериху тем — Восток и его миросозерцание. Глубокое проникновение в культуру и философию Индии отразили его сказки «Девассари Абунту» и «Лаухми Победительница». Последняя посвящена Лакшми, самой почитаемой в Индии богине красоты, олицетворению творческого начала жизни. Образ «покрывал успокоения», которые ткёт благая Лаухми, очень близок христианскому образу Покрова Богородицы и тоже символизирует Высшую Любовь и Покровительство.
В сказке «Заповедь Гайятри» мудрец и праведник Гайятри выходит на борьбу с воинствующим злом без копья и меча, один, но с Высшей Помощью. И в результате враги повержены собственными злодеяниями, обратившимися на них самих. В возвышенно-поэтическом слоге сказки явно ощущается влияние духовных песнопений и молитв индийского подвижника Шри Рамакришны, и в целом тема борьбы Добра и Зла раскрывается в свете восточного миропонимания.
Сказка-пророчество о мудреце Гайятри послужила основой для создания пьесы «Милосердие» (1917), — оба произведения выражают несломимую веру художника в конечное торжество Разума и Справедливости.
Читать далее на странице книги
"Н.К. Рерих. Сказки. Легенды Притчи" в книжном интернет-магазине.
1 Рерих Н.К. «Тридесятое царство» // Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 355 – 356.
2 Рерих Н.К. Древние источники // Там же. Т. 1. С. 102.
3 Рерих Н.К. Легенды // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 61.
4 Рерих Н.К. Культура // Там же. С. 19.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.