Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее.

Иерархия, § 331

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

Иллюстрированный сборник сказок, легенд и притч Николая Рериха вышел в ИЦ РОССАЗИЯ

07.03.2013

Иллюстрированный сборник сказок, легенд и притч Николая Рериха вышел в ИЦ РОССАЗИЯ
Иллюстрированный сборник сказок, легенд и притч Николая Рериха вышел в ИЦ РОССАЗИЯ

Сборник Н.К. Рериха "Сказки. Легенды. Притчи", вышедший в ИЦ РОССАЗИЯ, - очень долгожданная книга, которой пришлось преодолеть ряд трудностей на пути к читателю.

Книгу было решено издавать с иллюстрациями. Ни для кого не секрет, что нелегко иллюстрировать литературные произведения великого художника - нужно и сохранять главные ноты его художественного настроя, и в то же время не пытаться его копировать. Чтобы справиться с такой серьёзной задачей, новосибирская художница Любовь Лазарева не раз совершенствовала свои иллюстрации к некоторым сказкам, добиваясь более точных образов.

Когда книга была уже подготовлена, возникли трудности с её публикацией. Предполагалось выпустить издание в цветовой гамме, близкой давним фотоснимкам, называемой дизайнерами "хром". Задача с передачей тонов оказалась под силу не всем типографиям. Первый отпечатанный тираж оттисков, несмотря на тщательный выбор исполнителя, пришлось, к большому огорчению, забраковать и искать новую типографию, в итоге остановившись на выборе  издательско-полиграфического предприятия "Офсет". И вот, наконец, книжечка небольшого формата у нас в руках, пролистаем её вместе...

Предисловие от издательства

Легенда, сказка, предание играли огромную роль в творчестве Николая Константиновича Рериха — художника с мировым именем, философа, писателя, общественного деятеля. «Неправда, что сказка — удел богатеев пресыщенных. Множества трудящихся бедняков черпали силы и надежду в сказке­-правде, — писал Рерих. — Кто узнал сказку, тот умел постоять и за правду. Сама будничная работа преображалась. …В каждом человеке живёт мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может»1. «…В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа»2.

Путешествуя по местам духовной культуры Европы и Азии, вглядываясь в сокровенные глубины народной психологии, Николай Константинович бережно отбирает образцы народного творчества. В них ярко выражены душа народа, его стремление к улучшению жизни, к добру, героизму, самопожертвованию во имя счастья людей. Рерих убеждён, что в каждом мифе, каждом древнем символе сокрыта истина: «О малом, о незначительном человечество не слагает легенд»3. Для него сказка, предание есть забытое под наслоением веков знание. Сказочные образы вырастают из реальных устремлений людей и народов, основа легенд и преданий всегда жизненна и достоверна. «…Самые серьёзные учёные, — пишет художник, — уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков»4.

Возвышенный строй былин, стихия народной песни завораживают Рериха уже в юности. В его ранних литературных работах явственно обозначился интерес к истории и фольклору, с его «праздничным великолепием сказочных элементов». Об этом свидетельствуют отдельные сочинения, написанные в духе исторической баллады, народной былины.

Сокровища народной мудрости вдохновили Николая Константиновича на создание собственных сказок и притч. Как и всё творчество Рериха, эти произведения неповторимо самобытны. Благодаря яркой образности и своеобразию языка, окрашенного народным колоритом, сказки глубоко западают в сознание, заставляют ещё и ещё раз перечитывать их.

Чаще всего сказки Рериха выдержаны в духе философской притчи. Уже в этих его ранних произведениях наметился круг образов и тем, который будет характерен для всего его дальнейшего творчества. В них нашла отражение философия торжества света и добра.

Сказки Николая Рериха

Своё представление о задачах искусства, о назначении творца Рерих раскрывает в юношеском произведении «Детская сказка». При­звание художника — свободное творчество, плоды которого получают самостоятельное бытие, служа людям, радуя их и украшая жизнь, — такова основная идея сказки.

Рерих затрагивает и важнейшие нравственные проблемы. Так, смысл притчи «Гримр­-викинг» выражен в словах «в счастье нет друга» — к такому горькому выводу приходит викинг, герой сказки. Даже очень близким людям бывает трудно порадоваться счастью друга, ибо этому мешает зависть.

Сказки Николая Рериха

В сказке «Города пустынные» отразилась проблема угрозы механической цивилизации, всегда волновавшая Рериха. Сказка заканчивается радостным провозвестием победы сил природы.

Сказки Николая Рериха

Николаю Константиновичу, великому гуманисту, необычайно близко понятие подвига. В притче «Подвиг» утверждается мысль, что пути подвижничества могут быть разными, но по существу это всегда будет служение благу людей.

Рериха привлекают образы героев, исторических деятелей. Среди них — Чингиз­-хан, выдающийся вождь монгольского народа. Высокая оценка художником роли этого дея­теля основана на глубоком знании истории Средней Азии. Первое обращение к этому образу — сказка-­поэма «Вождь», прославляющая Чингиз­-хана и его деяния. Сказка написана в духе народной песни.

Сказки Николая Рериха

Некоторые произведения Н.К. Рериха целиком основаны на фольклоре. Так, поэтический сказ «Лют Великан» был услышан и записан художником в поездке по Валдайскому уезду. В народном духе выдержана миниатюра «Жальник»: в ритмике заговоров и заклинаний словно оживает далёкая старина.

Сказки Николая Рериха

Среди произведений Рериха выделяется поэма в прозе о красоте Русской земли и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». Николай Константинович создаёт образ России как целебной чаши, наполненной сказочной силой. Необыкновенно значимо звучат слова великого патриота и провидца о нашей Родине.

В сказке­-предании «Клады» также предстаёт образ Родины как страны с неисчерпаемыми богатствами, до времени скрывающимися в её недрах.

Одна из самых близких Рериху тем — Восток и его миросозерцание. Глубокое проникновение в культуру и философию Индии отразили его сказки «Девассари Абунту» и «Лаухми Победительница». Последняя посвящена Лакшми, самой почитаемой в Индии богине красоты, олицетворению творческого начала жизни. Образ «покрывал успокоения», которые ткёт благая Лаухми, очень близок христианскому образу Покрова Богородицы и тоже символизирует Высшую Любовь и Покровительство.

В сказке «Заповедь Гайятри» мудрец и праведник Гайятри выходит на борьбу с воинствующим злом без копья и меча, один, но с Высшей Помощью. И в результате враги повержены собственными злодеяниями, обратившимися на них самих. В возвышенно­-поэтическом слоге сказки явно ощущается влияние духовных песнопений и молитв индийского подвижника Шри Рамакришны, и в целом тема борьбы Добра и Зла раскрывается в свете восточного миропонимания.

Сказки Николая Рериха

Сказка-­пророчество о мудреце Гайятри послужила основой для создания пьесы «Милосердие» (1917), — оба произведения выражают несломимую веру художника в конечное торжество Разума и Справедливости.

Читать далее на странице книги
"Н.К. Рерих. Сказки. Легенды Притчи" в книжном интернет-магазине.


1 Рерих Н.К. «Тридесятое царство» // Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 355 – 356.

2 Рерих Н.К. Древние источники // Там же. Т. 1. С. 102.

3 Рерих Н.К. Легенды // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 61.

4 Рерих Н.К. Культура // Там же. С. 19.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.