Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Рерих Н.К. «Звезда Матери Мира» |
1-2 марта 2013 года в Доме культуры села Верх-Уймон прошла весенняя, ставшая уже традиционной, выставка детских художественных изделий «Города мастеров» — учебного центра, организованного Сибирским Рериховским Обществом, для обучения сельских детей прикладным ремёслам. Пока развиваются два направления: резьба по дереву и урало-сибирская роспись. Занятия по резьбе ведёт Владимир Романов — местный житель, недавно вернувшийся из армии. Урало-сибирской росписи детей обучает Ирина Ивановна Сереброва — сотрудница СибРО.
Участники выставки — школьники из Верх-Уймона и окрестных сёл — Гагарки и Октябрьского. Из 26 учеников, принимавших в ней участие, самыми младшими были четыре девочки-четвероклассницы, занимающиеся росписью, — Даша Клепикова, Ира Бочкарёва, Наташа Клепикова и Лена Гилёва.
Самый юный резчик по дереву пятиклассник Атаманов Серёжа с гордостью показал свои резные изделия — две шкатулки, тарелку и две разделочные доски — совсем не мало для пятиклассника.
На открытие пришли родители участников, учителя, директор Верх-Уймонской школы, жители села. Открывая выставку, Сергей Александрович Деменко сказал: «Сотрудничество Музея Рериха, сельского клуба и школы вылились в замечательный праздник — праздник творчества. Он тем радостнее, что участвуют в нём дети, которые не только растут сами, но растёт и их творчество. Это заметно тем, кто видел их первые работы и может сравнить с теми, которые представлены сейчас».
Татьяна Ильинична Ничкова, директор Верх-Уймонской школы подчеркнула, что замечательная традиция проведения в Уймоне детских выставок продолжается уже шестой год, что это очень значимо не только для детей и школы, но и для села.
Оценка профессионала — это всегда важно для каждого человека, начавшего осваивать какое-то мастерство, и дети не исключение. На выставке присутствовали три художника — В.И. Гордеева, А.П. Веселёв и Н.А. Чепоков. Открытие выставки прошло интересно и неформально, в дружеской атмосфере, беседы художников придали ему особенно тёплый оттенок.С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.