Мы можем сказать просящим о помощи – действуйте, в таком вашем состоянии Нам легче помочь. Надземное, 73 |
|
Выдающийся литовский художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года в Варене, в семье музыканта. В 1893 году по рекомендации композитора М. Огинского он поступает в Варшавскую консерваторию на отделение фортепиано. Наравне с музыкой М.К. Чюрлёнис интересовался математикой, химией, физикой, проблемами астрономии, гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира. Штудировал все произведения французского астронома Камилла Фламмариона.
Ромен Роллан, великий французский писатель, высоко оценил творчество Чюрлёниса и назвал его первооткрывателем нового духовного континента. В своём письме к литовскому исследователю творчества Чюрлёниса М. Воробьёву он так отозвался о «музыкальности» картин художника: «Что особенно пленило меня в репродукциях наиболее известных произведений Чюрлёниса, так это преимущественно музыкально-симфонический и полифонический их характер...»
Его картины написаны в смешанной технике — акварелью и гуашью. Эта техника настолько хрупкая, что сами картины за столетие побывали лишь в нескольких крупнейших столицах мира — Токио, Париже, Берлине, Москве и Варшаве. В настоящее время оригиналы на передвижные выставки не отправляются. В мире всего несколько музеев являются обладателями картин выдающегося литовского художника. В Каунасе находится Национальный художественный музей М.К. Чюрлёниса, в котором собрана наиболее полная коллекция его произведений.
Чюрлёнис — это художник из будущего. В XX веке он был одним из первых художников, которые открыли путь Новой Красоты и провели туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим Миром. В 1907 г. художник создал удивительный по красоте цикл картин «Знаки Зодиака», о котором искусствоведы писали: «Никто из художников так поэтично не сумел изобразить ночь, ночное небо полное звёзд, тайну ночи». Цикл «Соната звёзд» также посвящен теме Вселенной. В этом цикле мысль художника обращена только к Космосу; обе картины пересекает горизонтальная линия — это звёздный «путь-мост». В Allegro и Andante «Сонаты звёзд» художник хотел средствами своего искусства изобразить возникновение мира из хаоса. Allegro — это первичная стадия формирования Космоса, где зародилось множество планет, но ещё всё тонет в бесформенном тумане. В Andante всё успокоилось, формирование мира завершилось. М.К. Чюрлёнис создал цикл картин «Сотворение мира», о котором писал: «Последний цикл "Сотворение Мира" не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь... Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого — фантастического. Мне хочется создать цикл, по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». Он успел создать только тринадцать. Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса. Он понимал, что придёт время и изменится взгляд человека на его собственную планету и на другие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Он предчувствовал наступление новой космической эры. Критики и искусствоведы отмечают в своих работах, что его картины не так доступны и просты, как может показаться на первый взгляд, но многие найдут для себя что-то очень важное, значимое и самое необходимое. Полотна Чюрлёниса впечатляют зрителя торжественностью формы, оригинальностью и необычностью. Они как вестники, зовущие человека следовать по единственно возможному эволюционному пути — нравственного самосовершенствования. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.