…Должна быть проявлена вся мера великодушия. Царь духа тот, кто первый протягивает руку. Рерих Е.И. Письмо от 07.01.1938 |
k | |
|
25 мая в Музее Н.К. Рериха прошла заключительная в этом сезоне встреча музыкального лектория, посвящённая творчеству Иоганнеса Брамса. Ведущая Эльвира Полонская рассказала о его жизни и творчестве, звучала музыка Брамса в исполнении фортепианного дуэта Анатолия и Эльвиры Полонских, студентки Новосибирской государственной консерватории Екатерины Полонской, преподавателей Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова Натальи Тимофеевой и Ольги Артемьевой, преподавателей музыкальной школы Аллы Кузнецовой и Александра Шугаева, солистки НГАТОиБ Ольги Колобовой.
"Тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом", - так сказал об Иоганнесе Брамсе Роберт Шуман.
Детство Иоганнеса прошло в стеснённых условиях. Первые уроки музыки ему дал отец, контрабасист городского театра. В дальнейшем, несмотря на стеснённость в средствах, он смог получить достойное музыкальное образование: известные музыканты, знакомясь с его талантом, охотно ему помогали. Уже с семи лет отец отвёл его к именитому пианисту Отто Косселю. В десять лет Брамс уже выступал в престижных концертах, у него появилась возможность совершить турне по Америке. Однако здоровье мальчика этому не способствовало, и Коссель уговорил его родителей продолжить обучение у композитора Эдуарда Марксена. Уже в четырнадцать лет Иоганнес Брамс успешно выступил с сольным концертом как пианист. В то же самое время ему приходилось зарабатывать на жизнь, работая тапером в вечерних кафе.
В апреле 1853 года Брамс отправился в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи, во время которой познакомился с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки Брамса и способствовал его знакомству с Ференцем Листом и Робертом Шуманом. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, тепло приняли молодого музыканта. Он был принят семьёй Шумана не только как ученик, но и как сын. Иоганнес долгое время жил у них - до самой смерти Роберта Шумана в июле 1856 года. Через всю жизнь Иоганнес пронёс глубокое романтическое чувство к Кларе Шуман, жене человека, которого он безмерно уважал. После смерти Роберта Шумана Брамс покинул свою "вторую семью", продолжая помогать Кларе впоследствии.
«Немецкий реквием» стал знаковым событием в жизни композитора. Первое исполнение ещё не завершённого сочинения 10 апреля 1868 года состоялось в Бремене и потрясло слушателей. Восхищенных отзывов реквием удостаивался и в дальнейшем.
Особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Он работал практически во всех жанрах, избегая лишь оперного. Его перу принадлежат одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.
Талант Брамса приобрёл широкую славу. Помимо друзей и почитателей, специальные "Брамсовские центры" заботились о том, чтобы ближе познакомить публику с его сочинениями. Особенно почитали композитора в Вене, где впервые исполнялось большинство его произведений. Заключительная фаза жизни Брамса была достаточно размеренной, он по-прежнему много работал над сочинениями, уделял значительное внимание народным песням. Земной путь его завершился из-за болезни в 1897 году.
|
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.