Если гора будет совершенно гладкой, то не взойдете на вершину. Благословенны камни, разрывающие обувь нашу при восхождении! Знаки Агни Йоги, 406 |
C 22 по 24 июня в Уймонской долине, на гостеприимной земле Усть-Коксинского района, состоялся приуроченный к Дню Святой Троицы 12-й межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», в котором активное участие приняло Сибирское Рериховское Общество (рассказ об этом во второй части репортажа). «Родники Алтая» - один из самых масштабных, интересных и красочных праздников, любимый не только жителями Республики, но и многочисленными гостями, специально приезжающими в Усть-Коксинский район во время проведения праздника. Два дня на фестивальной поляне звучали древнерусские напевы, девушки и юноши в национальных костюмах водили хороводы. Радовала глаз разнообразная народная игрушка: из соломки, из солёного теста, из глины и даже из лекарственных трав. На глазах у зрителей мастера шили тряпочных кукол, делали гончарные изделия, удивляли росписью по воде.
По решению правительства Республики Алтай фестиваль «Родники Алтая» будет проводиться всегда именно в Усть-Коксинском районе. |
|
|
|
|
|
|
|
В большой красивой палатке Сибирского Реиховского Общества, послужившей выставочным павильоном, были представлены несколько выставок: «Живопись Николая Рериха», «Певец Алтая Г.И. Чорос Гуркин», «Алтайский эпос в творчестве М.П. Чевалкова». Разместилась в палатке и роспись и резьба по дереву. |
|
|
Неповторимым украшением выставки явилась коллекция тарелок верх-уймонского художника А.П. Веселёва, инкрустированных поделочным камнем и расписанных в том особом стиле, который Анатолий Петрович выработал в течение многих лет. «Это можно назвать звериным стилем с мотивами алтайского орнамента, трансформированными в моём творческом понимании», - сказал художник в ответ на просьбу охарактеризовать свои работы.
|
|
Сотрудница СибРО И.И. Сереброва, которая ведёт кружок художественной росписи в Верх-Уймонской средней школе, представила на выставку свои работы, а так же работы учеников. Самыми активными участниками экспозиции стали учащиеся 4-х классов. На второй день фестиваля Ирина Ивановна дала мастер-класс по урало-сибирской росписи. Это было очень оживлённое, вызвавшее неподдельный интерес мероприятие. Одна из участниц мастер-класса Светлана из посёлка Манжерок по окончании мастер-класса сказала: «Ирина, большое Вам спасибо за то, что подарили кусочек творчества. Здоровья вам, успехов, удачи и, конечно, творческих работ. Меня «зарядили», и я ухожу радостная, чтобы делиться и хвалиться».
|
|
На выставке можно было познакомиться с расписной игрушкой новосибирской художницы Нины Тимофеевны Черниковой и барнаульской художницы Тамары Ефимовны Наговициной, народного художника Алтайского края. Это добрые друзья СибРО, с которыми мы давно успешно сотрудничаем, обмениваемся опытом и ведём совместные разработки творческих проектов. Представленные работы были выполнены специально для этого праздника. Часть из них была выставлена на продажу и вызвала большой интерес у покупателей. Тамара Ефимовна участвовала в конкурсе художественной росписи русской матрёшки и заняла призовое место в номинации «лучший сувенир-бренд».
|
|
Работал киоск, в котором посетители "Родников Алтая" могли купить себе на память прекрасные сувениры: колокольчики и глиняные кувшинчики, расписные игрушки и тарелки - и, конечно, книги и репродукции картин Рерихов, алтайских художников.
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.