Не разрушайте чужого храма, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым. Знаки Агни Йоги, 58 |
Январская встреча Музыкального лектория была посвящена тому, кого мы называем отцом русской классической музыки - русского классического романса,русской симфонической музыки, национальной русской оперы - Михаилу Ивановичу Глинке. «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке», — так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов. Рассказ о жизни и творчестве композитора перемежался видеофрагментами фильмов и музыкальными выступлениями. Музыка и романсы Глинки звучали в исполнении фортепианного дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских, ансамбля скрипачей "Блестящие смычки" (руководитель Марина Кузина, концертейстер Янина Койфман), солистов НГАТОиБ Николая Лоскуткина и Ольги Колобовой, преподавателей детской школы искусств №25 Аллы Кузнецовой и Александра Шугаева. Самой юной участницей лектория на этот раз была Дзюбан Лиза, исполнившая "Мелодический вальс". Следующая встреча 15 марта будет посвящена Антону Григорьевичу Рубинштейну.
| |
Ольга Колобова
|
Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. В 1818 Михаил поступил в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте в Петербурге, где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом. Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Позже в Новоспасском он иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», начал сочинять оркестровую музыку, однако основное место в его творчестве занимали романсы. Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1830 году Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, где укреплял здоровье и знакомился с западноевропейским искусством: занимался композицией и вокалом, посещал театры, познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом, серьёзно занимался теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Козлова. В этой поездке по Европе у композитора зародилась мысль о создании национальной русской оперы. Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Именно Жуковский подал Глинке идею написать оперу на сюжет об Иване Сусанине. Сочинение в силу политической ситуации пришлось назвать «Жизнь за царя», его премьера 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Вскоре Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Другая знаменитая опера Глинки - «Руслан и Людмила». Композитор беседовал с Александром Пушкиным о создании оперы ещё с 1837 года, а премьера её состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. На одном из представлений побывал венгерский композитор Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший оперу и роль Глинки в русской музыке в целом. В 1835 году М.И. Глинка женился, но брак оказался неудачным, и впоследствии композитор переселился в дом братьев. Также много времени проводил в заграничных поездках, где рождались новые шедевры. Так, в Испании были написаны оркестровые пьесы «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848, 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». В 1855 произошло его знакомство Глинки с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.