…Лишь смирение духа и явление благодарности соответствуют удаче. Мир Огненный, ч.3, § 52 |
В Музей Рериха на Алтае заглянули в январе с колядованием самые маленькие жители села.
В канун старого Нового года, 13 января, в России отмечается древний, ещё с языческих времён сохранившийся праздник — Святки. В далёкую старину в этот день, по большей части в вечернее время, с наступлением сумерек, появлялись на улицах «ряженые» — шумные ватаги детей и молодёжи, да и весь прочий народ охотно принимал участие в этих забавах. Переодетые в шубы, вывернутые мехом наверх, в масках и в костюмах разных сказочных персонажей ходили «ряженые» по дворам, колядовали — распевали песни, шутки-прибаутки, балагуря и пританцовывая славили хозяев, желали им благополучия, отгоняли злых духов. «Авсей, Авсей! Ты гуляй по всей!
Это был яркий праздник, к которому готовились заранее: пекли пироги, готовили сладости — пряники да конфеты, и ими щедро одаривали «ряженых». Считалось доброй приметой, если в дом приходили «ряженые», где они всегда были желанными гостями. «Коляда, коляда,
В наши дни обряд древних славян — колядование превратился в весёлый праздник, который сейчас активно возрождается. Вот и мы с радостью ждали в гости наших маленьких друзей, малышей из Уймонского детского сада «Колокольчик». Узнали мы об этом заранее и, конечно же, готовились к их приходу, приготовили сладости, тёплые слова и фильм о природе и её обитателях — птицах. В наш Музей дети приходят не в первый раз. Летом запросто забегают посмотреть какой-нибудь мультфильм или просто поговорить. С детской непосредственностью рассказывают о себе, чем занимаются их мамы и папы, о своих братьях и сёстрах. А в зимние месяцы проводятся в Музее с группами из детского сада интересные встречи-беседы о добре, о героях и их подвигах с показом видеофильмов. Многих ребят мы знаем по именам. Детей мы увидели из окна Музея и вышли на улицу встретить гостей. По улице, чинно держась за руки, по двое в ряду шли маленькие «ряженые» — в масках, в забавных шапках с рогами, в париках из мишуры и эти длинные волосы-блёстки развевались на ветру, ярко сверкая радужными искрами на солнце. Здесь были и русалки с зелёными волосами, и мушкетёры в голубых накидках, и совсем неважно было этим детям, что праздник — древний, языческий. Сегодня это был их праздник. И малыши, понимая необычность происходящего — ведь они шли колядовать (хотя не понимали значения этого обряда), шли торжественно и были притихшие, а впереди важно шествовал дед Мороз с неизменным ледяным волшебным посохом в руках.
Войдя в Музей, дед Мороз с поклоном приветствовал нас: «Здравствуйте, дорогие хозяева! С Христом, с Рождеством, с годовым праздником!» Дети, хотя и бывали у нас уже не раз, тем не менее, слегка растерялись и забыли, зачем пришли - стали рассматривать сказочно яркие картины, развешанные на стенах. А ещё их внимание привлекли столы со сверкающими минералами, которые ребята тут же окружили. И нам потребовалось приложить немалые усилия, чтобы собрать детей вместе и направить внимание малышей на то, ради чего они и пришли. Дети стали читать нам разные прибаутки: «Сею, сею, посеваю, всем здоровья я желаю, на телят, на жеребят и на маленьких ребят, чтоб здоровы были, много лет вы жили!». Было трогательно смотреть на то, с каким серьёзным выражением на лице, стараясь ничего не забыть, не пропустить каких-то слов в тексте, они читали заученные для нас весёлые стихи-потешки. Особое оживление вносил дед Мороз. Он веселил всех, притопывая ногами и постукивая посохом, подбадривал ребят и, конечно же, был самым главным персонажем на этом празднике. Затем, все вместе сфотографировались на память. Мы поблагодарили малышей за чудесное поздравление, вручили им подарки-гостинцы, и наши гости заторопились. Оказалось, что у них ни минутки свободной нет, ведь малышей с их поздравлениями уже ждали дети в школе, а затем предстояла встреча с администрацией поселения в местном сельсовете. Таким образом, в наши планы по приёму маленьких гостей были внесены изменения — фильм посмотреть дети не успели. Но мы пригласили ребят в удобное для них время прийти к нам и посмотреть его. Расстались мы с детьми очень довольные друг другом и праздником, и потом ещё долго обсуждали эту тёплую встречу. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.