Оставьте все предрассудки – мыслите свободно. Зов, 24.03.1920 |
|
Фотовыставка Мемориального музея космонавтики (г. Москва), посвящённая 80-летию Юрия Гагарина, продолжает своё путешествие по Алтаю — 20 марта она открылась в Тюнгуре. Учащиеся местной школы не только познакомились с экспозицией «Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин» и фильмом «Первый», но и отвечали на вопрос организаторов выставки — сотрудников Музея Н.К. Рериха (с. Верх-Уймон): «О чём бы вы спросили Гагарина, если бы жили в 1961 году?» Дети по кадрам хроники наблюдали старт космического корабля «Восток», когда задрожала земля, и гигантское пламя оторвало от Земли и вытолкнуло корабль в неизвестность. «Что там впереди, всё ли пройдёт успешно, вернётся ли на Землю космонавт?» — об этом тогда никто не знал. И школьники, мысленно представив свою встречу с Гагариным в те времена, начали спрашивать: — Юрий Гагарин, а Вы не боялись лететь в космос? — Вам было страшно и жутко? — Вам было тяжело? — Как Вы решились стать космонавтом? И вот корабль вышел на околоземную орбиту — впервые человек смотрел на планету со стороны. Детям было интересно услышать от самого космонавта: — Какая она — Земля наша? — Ну как там? — Что там, в космосе? — Как там было? — Что Вы видели в космосе? — Что может быть очень интересное в космосе? Многих учеников интересовало, какие ощущения были у Юрия Алексеевича в космосе. И, конечно, не мог не состояться разговор о красоте: — Как было в космосе — он очень красивый? — Как там? Красиво? Ю.А. Гагарин, восхищаясь красотой Земли и непрерывно меняющимися «космическо-земными» пейзажами, записал в бортовом журнале: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Рериха». У одного из учеников 6 класса возник вопрос, а какая картина Святослава Рериха в тот момент предстала перед глазами Юрия Гагарина? Очень серьёзный и актуальный вопрос задал ученик второго класса: «Угрожают ли (не сгоревшие в атмосфере) ступени космической ракеты Земле?»
Встреча сотрудников Музея Н.К. Рериха и школьников из Тюнгура подошла к концу, в очередной свой приезд в сельскую школу работники музея смогут ответить на большинство вопросов, которые заинтересовали школьников. В будущем дети непременно станут свидетелями новых достижений и открытий в науке и технике, и, возможно, кто-то из них будет трудиться в этой сфере. Не об этом ли писал великий русский поэт А.С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.