Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением. Надземное, § 847 |
Мы рассказывали уже о том, что когда в Верх-Уймонскую школу понадобился преподаватель физики, СибРО пригласило из Челябинска кандидата физико-математических наук М.С. Бугаева, преподавателя с большим опытом организации научно-исследовательских проектов школьников.
Работая в школе, Михаил Сергеевич выявил способного ученика, Никиту Арляпова, и стал заниматься с ним дополнительно. Это закончилось тем, что Никита предоставил свой доклад на II-е Региональные юношеские чтения исследовательских работ, проходящие в Горно-Алтайске, и занял там первое место. Далее была Москва, где его работа была тоже отмечена по нескольким номинациям, и Никита был награждён дипломом первой степени.
Недавно Никита снова стал победителем. В газете "Уймонские Вести» вышла статья Т. Огневой, заместителя директора по учебной работе Верх-Уймонской школы - «Интеллектуальный марафон длиною в учебный год». В ней говорится о достижениях верх-уймонских школьников. Приведём фрагменты из этой статьи.
На протяжении двух лет ученики участвуют в научно-практической конференции им. В.И.Вернадского, организованной сотрудниками ГАГУ в 2014 г., республиканской гимназией в 2012-201З гг.
Никита Арляпов с Михаилом Сергеевичем Бугаевым продолжили «муарить» и в этом учебном году, подробно изучив эффект муара для линейных и радиальных сеток. Необходимо отметить практическую значимость их работы - ими сделаны попытки применения полученных математических моделей эффекта муара в изготовлении измерительных приборов. Конечно, своими научными изысканиями они сразили компетентное жюри стали победителями в физико-математической номинации.
(...)
Никита Арляпов, Варя Ковальчук, Наталья Шипулина в апреле представили исследовательские проекты на федеральном уровне, в городе Москва и вернулись настоящими победителями, покорившими Москву.
(...)
Лауреатом 2 степени (победителем) стал Никита Арляпов, получив, диплом лауреата, медаль и сертификат на 30 тысяч рублей. Дополнительно был отмечен грамотами за лучшее экспериментальное исследование, за лучшую работу, по мнению комиссии учащихся, и награжден дипломом победителя I степени в конкурсе междисциплинарных исследований.
(...)
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие одаренных детей, на реализацию федеральной целевой программы «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов».
Познакомиться со статьёй целиком, скачав скан-копию
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.