Ширина понимания начертит полосу возможностей. Беспредельность, 6 |
Уже третий раз переиздана в ИЦ РОССАЗИЯ книга Галины Ярцевой "Рерих и Алтай".
Побывав на Алтае в составе возглавляемой им Трансгималайской экспедиции, Николай Рерих воспел красоту этого края в своих картинах и, проведя здесь ряд научных изысканий, предсказал Алтаю будущий расцвет. Повествование об алтайском этапе Трансгималайской экспедиции проиллюстрировано фотографиями из архива Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, репродукциями картин Николая Константиновича, картой экспедиции, современными фотоматериалами. Часть современных фотографий обновлена.
Первое издание книги вышло в 2005 году, второе - в 2010.
(посмотреть в интернет-магазине)
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии.
До Рериха русские путешественники уже два столетия занимались исследованием Азии. Впечатляют блестящие достижения отечественной науки в изучении геологии, географии, этнографии, филологии, экономики и, конечно же, культуры стран Срединной Азии. Вот что пишет об этом английский путешественник начала XIX века Дуглас Каррутерс: «В ряду известного об исследованиях нет более захватывающей главы, нежели повествование об изучении русскими Центральной Азии и западной части Китая. Это было величайшее предприятие, оказавшееся вполне по плечу московитам. Русский привык всё делать в крупном масштабе. Его путешествия чаще всего колоссальны. Н.М. Пржевальский, пионер русских путешественников, покрыл, например, 19,5 тысяч миль пути и употребил на это 9 лет и 4 месяца своей жизни, а П.К. Козлов пересёк великую Гоби пять раз в трёх различных направлениях. Русские исследования во Внутренней Азии были систематическим предприятием, частью того огромного плана, который был задуман Русским географическим обществом в Петербурге под руководством высокоода- рённого его вице-президента П.П. Семёнова...»
Н.К. Рерих стал достойным продолжателем русских исследователей Центральной Азии. Возглавляемая им экспедиция фактически завершила дело Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова, заветной мечтой которых, так и не осуществлённой, было пересечь Центральную Азию с севера на юг.
Особое притяжение Н.К. Рериха к Центральной Азии было неслучайным. Так, в «Листах дневника» он писал: «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет. (...) Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были гораздо глубже, нежели западники старались это представить. (...) Сердце Азии является как бы и сердцем мира, ибо откуда же шли все учения и вся мыслительная мудрость?»
По свидетельству Ю.Н. Рериха, «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Н.К. Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, кочевым миром Внутренней Азии, миром древнеиндийской культуры и мысли. Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Ни- колай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь. Эти основные интересы его творчества навсегда остались как бы путеводными огнями на его пути художника и учёного».
Экспедиция академика Н.К. Рериха в Центральную Азию была организована Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, Институтом объединённых искусств и Международным центром искусств «Corona Mundi» («Венец Мира») и имела несколько важных задач. По словам Ю.Н. Рериха, участника экспедиции, «её главной целью было создание уникальной живописной панорамы земель и народов Срединной Азии...
Второй задачей было изучение возможностей новых археологических изысканий и, таким образом, подготовка путей для будущих экспедиций в том же регионе.
Третьей задачей являлось изучение языков и диалектов Центральной Азии и собирание большой коллекции предметов, иллюстрирующих духовную культуру этих районов».
«Кроме художественных задач в нашей экспедиции, — писал Н.К. Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».
У экспедиции были и другие, более глубинные и не подлежащие широкому оповещению задачи, имевшие решающее значение для эволюции человечества. Соответственно этому складывался и маршрут экспедиции. Таким образом, посещение определённых стран и местностей было отнюдь не случайным, и это в полной мере касалось пребывания Рерихов на Алтае.
17 ноября 1923 года пароход «Македония» вышел из Марселя. На его борту находилась вся семья Рерихов — Николай Константинович, Елена Ивановна и их сыновья, Юрий и Святослав. Они направлялись в Индию. Так начинался первый этап пятилетней Центрально-Азиатской экспедиции.
Второй её этап начался весной 1925 года, когда Рерихи, уже без Святослава, прошли огромный маршрут от Индии до Сибири и Алтая и обратно — через Монголию, Китай и Тибет — в Индию. Таким образом, экспедиция, по словам Ю.Н. Рериха, «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии», тем самым завершив дело русских исследователей, пытавшихся пройти из России Азиатской через Тибет в Индию. Это удалось только Рериху, поэтому его экспедиция является великим достижением в ряду мировых географических открытий.
Путешествуя по Центральной Азии, Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. Изучая легенды и сказания народов Азии, он находил в них схожие темы — о таинственном камне благоденствия, о заповедной стране, где живут великие мудрецы, хранящие сокровенные знания. С помощью сравнительного изучения древних религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов.
Сибирь и Алтай... Они вызывали у Рериха особый интерес. По воспоминаниям Святослава Николаевича Рериха, «Николай Константинович и Елена Ивановна придавали большое значение Сибири и Алтаю. Они считали, что духовное возрождение нашей Родины придёт из Сибири. Сибирь и Алтай они считали магнитом Азии в России... Николай Константинович всегда верил, что в Сибири будет пребывать мощь русская... Поэтому Алтай был каким-то центром; и он мечтал, что где-то там будет это замечательное развитие». «Алтай и Сибирь — великие магниты для дружбы и сотрудничества России с Азией. Они несут в себе огромные силы и возможности».
Академик В.К. Шумный (Сибирское отделение РАН) отмечал, что для Рериха Сибирь являлась тем рубежом, «где произошёл синтез культур Востока и Запада. Понимание того, что мы находимся на стыке двух культур — восточной и западной, — было одним из основных критериев оценки семьёю Рерихов роли Азии, роли Сибири в будущем человечества, в формировании его нового мировоззрения». Н.К. Рерих утверждал, что синтез, слияние культур происходило именно в период кочевых империй на огромных территориях Евразии.
Алтай — это узел переселения народов, один из главных путей, по которому древние племена передвигались из Центра Азии на равнины Сибири и далее в Европу. Многие из них оставили здесь следы своей культуры. Так, на Алтае находится множество древних захоронений. Ещё в каменном веке здесь жили люди, оставившие наскальные изображения — памятники своеобразной культуры и философии. Николай Константинович и Юрий Николаевич занимались изучением «звериного стиля», столь типичного для кочевого искусства племён различного этнического толка. «Звериный стиль» был распространён очень широко — «от южных российских степей к самым границам Китая и от сибирских лесных просторов до могучих высот Трансгималаев и Тибета». Он проник даже в Западную Европу и оказал влияние на романский стиль в храмовой архитектуре.
Алтай является самой северной точкой горного мира Центральной Азии; южная его оконечность — Гималаи. А за Гималаями — Индия, давний друг России. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, “Алтай – Гималаи” — два магнита, два равновесия, два устоя. (...) Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт» — так писал Николай Константинович.
Алтай интересовал Рериха как звено между Россией и Индией, за сотрудничество и сближение которых он ратовал всю свою жизнь. Этот великий горный мир, мало изменённый цивилизацией, был своеобразным музеем под открытым небом. «Только бы постучаться в двери этой красоты без угроз, без оружия, без грабежа, — говорил Рерих. — С полною готовностью собрать жемчуг глубочайших анонимных достижений».
Для Рериха-учёного Алтай был интересен как центр Евразии, находящийся, по его словам, на одинаковом расстоянии от четырёх океанов. Средоточие. И здесь, в центре Алтая, находится самая высокая вершина Сибири и Дальнего Востока — Белуха (4499 м).
Н.К. Рериха влекла на Алтай возможность изучить быт, искусство, образ жизни алтайского народа. Его интересовали и русские старообрядцы, поселившиеся здесь в давние времена, спасаясь от церковных реформ митрополита Никона.
В составе алтайского периода экспедиции было семь человек: Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна, сын Юрий Николаевич, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха Морис Михайлович Лихтман и Зинаида Григорьевна Лихтман (позднее Фосдик), тибетский лама Лобзанг (учёный тибетец, ассистент Юрия Николаевича) и юный ладакец Рамзана.
Будучи руководителем экспедиции, Н.К. Рерих нёс нелёгкий груз ответственности за её жизнеобеспечение. Именно он должен был тщательно продумать всё — от утверждения маршрута и финансирования экспедиции до укомплектования её необходимым оборудованием, амуницией, медикаментами, продуктами, достаточным количеством вьючных животных; на нём лежало также решение множества других организационных задач. Главное — необходимо было принять все меры, чтобы в труднейших условиях горных переходов охранить жизнь людей.
Елена Ивановна Рерих отправилась в экспедицию, когда ей было 44 года. В Азии она впервые села в седло, но, несмотря на это, наравне с мужчинами прошла 25 тысяч километров труднейшего пути, преодолела 35 горных перевалов высотой 4000 – 6400 метров над уровнем моря. При этом была душою экспедиции, ободряя и поддерживая всех в тяжёлых ситуациях.
Юрий Николаевич Рерих отвечал за охрану экспедиционного каравана от возможных вооружённых нападений диких племён или разбойников, которыми буквально кишели некоторые области Центральной Азии.
В 1913 году, когда задумывалась экспедиция в Центральную Азию, Юрию было 11 лет, но уже тогда он начал готовиться к участию в ней — изучать иностранные языки, знание которых ему очень пригодилось в будущем. К 17 годам, когда Юрий собрался поступать в свой первый университет, он уже знал восемь европейских языков, а к началу экспедиции окончил Школу восточных языков при Лондонском университете, Гарвардский университет (отделение индийской филологии) и Школу восточных языков в Сорбонне. Юрий Николаевич изучил более двадцати восточных языков, совершенно свободно говорил по-монгольски — «как рождённый в юрте кочевник». «Он прекрасно знал персидский, китайский, тибетский языки и наречия, все индийские разговорные и древние языки, санскрит и пали, что особенно было важно при работе над рукописями». И когда Рерихи отправились в экспедицию, «им не нужны были переводчики, и сердца простых людей из самых потаённых племён, которые им встретились, были им полностью открыты»11. Перед Рерихами распахивались двери горных монастырей, им были доступны древние манускрипты, которые никогда не попадали в руки европейца.
Супруги Лихтман присоединились к Рерихам в Москве в июне 1926 года, чтобы отправиться с ними на Алтай. Зинаида Григорьевна — одна из первых и самых верных сотрудниц Рерихов в Америке. Тридцать пять лет, с 1920 по 1955 год, вплоть до ухода Е.И. Рерих, она работала с ними в тесном контакте. За стойкость и мужество Елена Ивановна называла её «воительницей».
В мае 1926 года экспедиция караванными тропами дошла до Советского Казахстана и в районе озера Зайсан пересекла границу, 1 июня погрузилась на пароход и по Иртышу прибыла в Омск. Далее Рерихи отправились на поезде в Москву для встречи с советским правительством. Приехав туда 13 июня, они на следующий день передали главе наркоминдел Г.В. Чичерину Послание Махатм — Великих Мудрецов Востока — и ларец со священной гималайской землёй, а также семь картин серии «Майтрейя» («Шамбала идёт», «Конь счастья», «Твердыня стен», «Знамёна грядущего», «Мощь пещер», «Шёпоты пустынь», «Майтрейя-Победитель»), написанных во время вынужденной стоянки экспедиции в Хотане, и две картины, примыкающие к серии, — «Красные кони» и «Явление срока».
Но ни Послание, ни картины не были нужны советскому правительству: идеи, изложенные Махатмами Востока, оказались недоступными их пониманию. Позже картины были переданы А.М. Горьким в Нижегородский художественный музей.
Получив разрешение продолжить экспедицию, Рерихи в июле 1926 года направились на Алтай. Они уезжали из Москвы полные надежд. Николай Константинович писал в Америку: «Друзья, если бы Вы могли видеть доброжелательную толпу, бывшую при нашем отъезде! Если бы Вы могли слышать задушевные приветы, которые народ посылал в Америку, Вы ещё крепче почувствовали бы все нити, тесно соединяющие наши великие страны — страны, которые никогда между собой не воевали...»
Итак, 22 июля 1926 года члены экспедиции направились из Москвы в Горный Алтай: поездом до Новониколаевска, где они остановились в гостинице «Метрополитен» на Дворцовой улице (сейчас ул. Революции, 4), а оттуда 27 июля пароходом по Оби до Барнаула и далее в Бийск и в Верхний Уймон...
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.