Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?

Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

110-летие С.Н. Рериха в Музее Н.К. Рериха

24.10.2014


23 октября в Музее Н.К. Рериха прошёл праздничный день — 110 лет со дня рождения великого художника, гуманиста, учёного и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха.


Праздник начался с открытия картины-портрета, как назвал своё произведение сам мастер, художник, написавший эту картину и близко знавший С.Н. Рериха — Леопольд Романович Цесюлевич. Портрет Святослава Николаевича — это уже четвёртая картина, подаренная автором нашему Музею. Каждый раз получение такого бесценного дара — это огромное событие для нас.

Выставку открыла Л.А. Толстихина. Она рассказала о картине: «Святослав Николаевич изображён в своей мастерской на фоне картин, которые хорошо нам знакомы. Это грозные картины, предупреждающие об опасностях, нависших над человечеством, призывающие увидеть, оценить и отвести эту угрозу, призывающие обратиться к Добру, Любви и Красоте. В этом призыве - «Воззри, человечество!» - Л.Р. Цесюлевич видит главную идею всего творчества С.Н. Рериха. Но, несмотря на такой тревожный фон картины, сам Святослав Николаевич, его облик воспринимается ободряющим, светло улыбающимся. Взгляд его обращён к каждому, он смотрит в глаза и как будто произносит слова, самые важные, самые нужные именно для этого человека и именно в этот момент.

Кому-то он, может быть, говорит так: «Главное — нужно быть сильными, уверенными. И в чём? — В самих себе! Мы не должны поддаваться всевозможным призракам мира нашего. Мы должны делать то, что мы сочли правильным, и быть сами примером другим». Это слова Святослава Николаевича из беседы в Москве в ноябре 1982 года.

Для кого-то нужны слова, побуждающие к действию, и Святослав Николаевич говорит ему: «Мы всегда должны пытаться действовать, какой бы трудной ни была задача, какими бы непреодолимыми ни казались препятствия. Каждое отступление должно восприниматься как передышка перед более значительным усилием и более значительным достижением.

Мы не должны пренебрегать жизнью, а использовать её на то, чтобы стать более совершенным человеком. … Мы должны жить и трудиться в жизни там, где мы нужны, там, где мы можем принести наибольшую пользу, там, где в нас нуждаются и где, в конце концов, и есть лучшая возможность для применения наших знаний, нашего опыта».

А кому-то помогают изменить взгляд на жизнь, посмотреть на неё более оптимистично такие слова: «Повседневную жизнь можно превратить в исключительно захватывающее приключение, полное открытий и новых уроков, взамен безотрадной, утомительной рутины, полной досадных мелочей и суеты. Нам нужно стараться решать проблемы жизнерадостно и заинтересованно. Видеть в каждой проблеме некий урок, новый опыт. Нечто такое, что нужно преодолеть и от чего в то же время можно научиться».

И каждое сердце отзывается на призыв С.Н.Рериха к поиску Красоты в жизни: «Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы сможем наиболее полно выразить себя. Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски Прекрасного стали нашим каждодневным опытом. Давайте будем стараться находить красоту во всех наших каждодневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво».

Для каждого у Святослава Николаевича находятся нужные слова, которые помогают разрешить какие-то трудные вопросы жизни, устоять в тяжёлой ситуации, разобраться в себе, вселяют уверенность. Мы находим эти советы, подсказки, эту поддержку в выступлениях Святослава Николаевича, в его книгах. Мы слышим их сердцем, когда смотрим на его портрет. От этих слов и от его улыбки на сердце становится так светло и легко».

В видеозаписи прозвучал рассказ Л.Р. Цесюлевича, записанный в его мастерской. Леопольд Романович сознаётся, что очень непросто было писать портрет Святослава Николаевича, несмотря на то, что много раз он встречался великим художником, писал много статей о нём, неоднократно выступал на конференциях, рассказывая о деятельности С.Н. Рериха и всей его семьи.

Л.Р.Цесюлевич рассказал о двух своих встречах с художником, наиболее ему запомнившихся.

Одна встреча состоялась в Москве, в гостинице «Советская Россия».

«Святослав Николаевич принимал людей, к нему шли люди, очень многие хотели с ним встретиться. Принимал с восьми утра. Там была секретарша, она записывала каждому по пять минут, не более. Мне Беликов сделал двадцать минут беседы с ним. Это было очень важно, эти беседы потом вошли в те статьи, которые, в том числе и вы, печатали.

И вот, люди сидят,… — громадная приёмная. Он — за столиком. Через каждые пять минут меняются люди, подходят к нему, потом — уходят. Секретарша всем этим управляет. Святослав Николаевич … сидит и вдруг — глянет глазом, знаете, так хорошо на душе делается. Такой добрый взгляд, и не в том только дело, что Рерихи все умели улыбаться глазами, - это я уже у Юрия Николаевича написал. Ведь и родители умели улыбаться. Это не просто доброта душевная, а благо духа глазами улыбается. Из глаз идёт благо. Вот посмотрел Святослав Николаевич на меня - и мне так хорошо на душе стало. Это луч действует».

«В 1974 году открывали выставку его (С.Н.Рериха) и отца в Академии художеств, открывали в Третьяковской галерее. Я зашёл раньше открытия… должно быть как всегда — красная ленточка. Смотрю — никто не охраняет. Смотрителей нет. Я пошёл в эти залы... Хожу — никого нет. Такие мощные картины. Останавливаюсь перед его картинами. «Распятое человечество» вообще потрясающее произведение. Оглянулся — вижу, в проёме появляется Святослав Николаевич. Всегда стройный, всегда очень представительный, всегда очень элегантный. Рядом с ним, под руку, Девика, … какие-то господа, видимо, высокопоставленные чиновники, министры, представители властей. Чинно проходят. Я так, издали, поздоровался, продолжаю смотреть… Смотрю картину и вдруг чувствую: меня кто-то обнимает за плечи сзади, но очень добро, с любовью. Быстро оглядываюсь— Святослав Николаевич! Но, как ни странно, один. И говорит мне: «Спасибо вам, спасибо вам!» - и кланяется.

Я спрашиваю: «За что же мне спасибо?»

Он говорит: «За всё, что вы делаете!»

Я в то время много статей писал о Николае Константиновиче, о нём, выступал на конференциях.

Потом берёт меня за руку, говорит: «Пойдём, покажу вам свои картины» - и ведёт по залу, никого нет, все ушли куда-то. Быстрым шагом, как юноша, идёт, рассказывает у картины — у триптиха «Распятое человечество» …

Потом подошёл — громадный холст — «Воззри, человечество!» И тут он говорит: «Человечество когда-то погибло от воды, сейчас может погибнуть от огня». И показывает на «Ангела последнего».

И в это время в зал заходит Девика, ... высокий представитель — чинно, элегантно. Святослав Николаевич тогда говорит: «Извините, я должен идти». И быстро ушёл...».

Похожий жест мы теперь видим на портрете.

После рассказа Л.Р. Цесюлевича посетители посмотрели фильм, в котором Святослав Николаевич сам рассказывал о своих картинах на выставке в Болгарии, которая произошла в 1978 году.

И.И. Сереброва представила поступивший из типографии к 110-летию Святослава Николаевича альбом его живописи - "Женские образы в творчестве Святослава Рериха" с предисловием Владимира Никишина. К Рериховским Чтениям мы получали вариант издания в мягком переплёте, а теперь в книжном салоне появилось долгожданное издание в твёрдом переплёте.

Следом начался концерт, а на втором этаже Музея, в выставочных залах жизнь шла своим чередом. Там проходили экскурсии. Пришли всем классом школьники, с интересом разглядывали картины Рериха, скульптуры Леонова, слушали рассказ экскурсовода. Только проводили детей - встречали новых посетителей. Познакомиться с Музеем Н.К. Рериха, с творчеством знаменитого художника пришли военные люди, офицеры — 50 человек. Многие из них прошли в своё время через «горячие точки», воевали. Когда экскурсовод стал говорить об идеях Н.К. Рериха, о Знамени мира, о наступлении Новой Эпохи, в которой не будет ненавистных людям войн — слушали серьёзно, без шуток и недоверчивых улыбок.


Закончилось мероприятие, за окнами Музея уже стало смеркаться, а посетители всё ходили по залам, впечатлённые увиденным и услышанным.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.