Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10 |
23 октября в Музее Н.К. Рериха прошёл праздничный день — 110 лет со дня рождения великого художника, гуманиста, учёного и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха.
|
|
|
Праздник начался с открытия картины-портрета, как назвал своё произведение сам мастер, художник, написавший эту картину и близко знавший С.Н. Рериха — Леопольд Романович Цесюлевич. Портрет Святослава Николаевича — это уже четвёртая картина, подаренная автором нашему Музею. Каждый раз получение такого бесценного дара — это огромное событие для нас. Выставку открыла Л.А. Толстихина. Она рассказала о картине: «Святослав Николаевич изображён в своей мастерской на фоне картин, которые хорошо нам знакомы. Это грозные картины, предупреждающие об опасностях, нависших над человечеством, призывающие увидеть, оценить и отвести эту угрозу, призывающие обратиться к Добру, Любви и Красоте. В этом призыве - «Воззри, человечество!» - Л.Р. Цесюлевич видит главную идею всего творчества С.Н. Рериха. Но, несмотря на такой тревожный фон картины, сам Святослав Николаевич, его облик воспринимается ободряющим, светло улыбающимся. Взгляд его обращён к каждому, он смотрит в глаза и как будто произносит слова, самые важные, самые нужные именно для этого человека и именно в этот момент. Кому-то он, может быть, говорит так: «Главное — нужно быть сильными, уверенными. И в чём? — В самих себе! Мы не должны поддаваться всевозможным призракам мира нашего. Мы должны делать то, что мы сочли правильным, и быть сами примером другим». Это слова Святослава Николаевича из беседы в Москве в ноябре 1982 года. Для кого-то нужны слова, побуждающие к действию, и Святослав Николаевич говорит ему: «Мы всегда должны пытаться действовать, какой бы трудной ни была задача, какими бы непреодолимыми ни казались препятствия. Каждое отступление должно восприниматься как передышка перед более значительным усилием и более значительным достижением. Мы не должны пренебрегать жизнью, а использовать её на то, чтобы стать более совершенным человеком. … Мы должны жить и трудиться в жизни там, где мы нужны, там, где мы можем принести наибольшую пользу, там, где в нас нуждаются и где, в конце концов, и есть лучшая возможность для применения наших знаний, нашего опыта». А кому-то помогают изменить взгляд на жизнь, посмотреть на неё более оптимистично такие слова: «Повседневную жизнь можно превратить в исключительно захватывающее приключение, полное открытий и новых уроков, взамен безотрадной, утомительной рутины, полной досадных мелочей и суеты. Нам нужно стараться решать проблемы жизнерадостно и заинтересованно. Видеть в каждой проблеме некий урок, новый опыт. Нечто такое, что нужно преодолеть и от чего в то же время можно научиться». И каждое сердце отзывается на призыв С.Н.Рериха к поиску Красоты в жизни: «Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы сможем наиболее полно выразить себя. Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски Прекрасного стали нашим каждодневным опытом. Давайте будем стараться находить красоту во всех наших каждодневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнить красиво». Для каждого у Святослава Николаевича находятся нужные слова, которые помогают разрешить какие-то трудные вопросы жизни, устоять в тяжёлой ситуации, разобраться в себе, вселяют уверенность. Мы находим эти советы, подсказки, эту поддержку в выступлениях Святослава Николаевича, в его книгах. Мы слышим их сердцем, когда смотрим на его портрет. От этих слов и от его улыбки на сердце становится так светло и легко».
В видеозаписи прозвучал рассказ Л.Р. Цесюлевича, записанный в его мастерской. Леопольд Романович сознаётся, что очень непросто было писать портрет Святослава Николаевича, несмотря на то, что много раз он встречался великим художником, писал много статей о нём, неоднократно выступал на конференциях, рассказывая о деятельности С.Н. Рериха и всей его семьи. Л.Р.Цесюлевич рассказал о двух своих встречах с художником, наиболее ему запомнившихся.
Одна встреча состоялась в Москве, в гостинице «Советская Россия». «Святослав Николаевич принимал людей, к нему шли люди, очень многие хотели с ним встретиться. Принимал с восьми утра. Там была секретарша, она записывала каждому по пять минут, не более. Мне Беликов сделал двадцать минут беседы с ним. Это было очень важно, эти беседы потом вошли в те статьи, которые, в том числе и вы, печатали. И вот, люди сидят,… — громадная приёмная. Он — за столиком. Через каждые пять минут меняются люди, подходят к нему, потом — уходят. Секретарша всем этим управляет. Святослав Николаевич … сидит и вдруг — глянет глазом, знаете, так хорошо на душе делается. Такой добрый взгляд, и не в том только дело, что Рерихи все умели улыбаться глазами, - это я уже у Юрия Николаевича написал. Ведь и родители умели улыбаться. Это не просто доброта душевная, а благо духа глазами улыбается. Из глаз идёт благо. Вот посмотрел Святослав Николаевич на меня - и мне так хорошо на душе стало. Это луч действует». «В 1974 году открывали выставку его (С.Н.Рериха) и отца в Академии художеств, открывали в Третьяковской галерее. Я зашёл раньше открытия… должно быть как всегда — красная ленточка. Смотрю — никто не охраняет. Смотрителей нет. Я пошёл в эти залы... Хожу — никого нет. Такие мощные картины. Останавливаюсь перед его картинами. «Распятое человечество» вообще потрясающее произведение. Оглянулся — вижу, в проёме появляется Святослав Николаевич. Всегда стройный, всегда очень представительный, всегда очень элегантный. Рядом с ним, под руку, Девика, … какие-то господа, видимо, высокопоставленные чиновники, министры, представители властей. Чинно проходят. Я так, издали, поздоровался, продолжаю смотреть… Смотрю картину и вдруг чувствую: меня кто-то обнимает за плечи сзади, но очень добро, с любовью. Быстро оглядываюсь— Святослав Николаевич! Но, как ни странно, один. И говорит мне: «Спасибо вам, спасибо вам!» - и кланяется. Я спрашиваю: «За что же мне спасибо?» Он говорит: «За всё, что вы делаете!» Я в то время много статей писал о Николае Константиновиче, о нём, выступал на конференциях. Потом берёт меня за руку, говорит: «Пойдём, покажу вам свои картины» - и ведёт по залу, никого нет, все ушли куда-то. Быстрым шагом, как юноша, идёт, рассказывает у картины — у триптиха «Распятое человечество» … Потом подошёл — громадный холст — «Воззри, человечество!» И тут он говорит: «Человечество когда-то погибло от воды, сейчас может погибнуть от огня». И показывает на «Ангела последнего». И в это время в зал заходит Девика, ... высокий представитель — чинно, элегантно. Святослав Николаевич тогда говорит: «Извините, я должен идти». И быстро ушёл...». Похожий жест мы теперь видим на портрете. После рассказа Л.Р. Цесюлевича посетители посмотрели фильм, в котором Святослав Николаевич сам рассказывал о своих картинах на выставке в Болгарии, которая произошла в 1978 году.
И.И. Сереброва представила поступивший из типографии к 110-летию Святослава Николаевича альбом его живописи - "Женские образы в творчестве Святослава Рериха" с предисловием Владимира Никишина. К Рериховским Чтениям мы получали вариант издания в мягком переплёте, а теперь в книжном салоне появилось долгожданное издание в твёрдом переплёте.
|
Следом начался концерт, а на втором этаже Музея, в выставочных залах жизнь шла своим чередом. Там проходили экскурсии. Пришли всем классом школьники, с интересом разглядывали картины Рериха, скульптуры Леонова, слушали рассказ экскурсовода. Только проводили детей - встречали новых посетителей. Познакомиться с Музеем Н.К. Рериха, с творчеством знаменитого художника пришли военные люди, офицеры — 50 человек. Многие из них прошли в своё время через «горячие точки», воевали. Когда экскурсовод стал говорить об идеях Н.К. Рериха, о Знамени мира, о наступлении Новой Эпохи, в которой не будет ненавистных людям войн — слушали серьёзно, без шуток и недоверчивых улыбок.
|
|
|
|
Закончилось мероприятие, за окнами Музея уже стало смеркаться, а посетители всё ходили по залам, впечатлённые увиденным и услышанным. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.