Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении.

Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

«Моя душа прекрасного искала…». Репортаж с музыкального лектория

09.11.2014



Казалось бы, недавно, всего две недели назад в Музее Н.К. Рериха прошла авторская программа Нонны Гарнье «Посвящение Лермонтову». И вот — новая встреча с гением русской поэзии: 8 ноября в музее в рамках музыкального лектория состоялась лекция-концерт «Моя душа прекрасного искала…», приуроченная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. Так начался новый музыкальный сезон в Музее Рериха. Как и всегда, встречу вела Эльвира Полонская, бессменный руководитель лектория в течение уже многих лет.

Эти вечера, собравшие многочисленных слушателей, лишний раз убеждают в том, что интерес и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова, к родной культуре не иссякают, что круг людей, которым дороги великие имена и понятия, расширяется. И это очень отрадно.

Расскажем более подробно о сегодняшнем вечере, второе название которого — «Лермонтов в музыке». Тема очень обширная, и Эльвира Полонская поставила себе задачу не столько информативную, сколько эмоциональную — погрузить слушателей в атмосферу лермонтовской поэзии и её удивительной музыкальности.

Замечательно была выстроена композиция вечера: краткие повествования рассказчика сменялись вокальными произведениями на стихи Лермонтова, стихи поэта чередовались с фрагментами видеофильмов и фортепианными номерами.

В концерте приняли участие солисты Новосибирского театра оперы и балета Николай Лоскуткин и Алексей Зеленков — два прекрасных голоса, оба баритона, но очень индивидуальные по тембрам. В их исполнении прозвучали: две арии Демона из оперы А. Рубинштейна «Демон»; романсы на слова Лермонтова: «Молитва» А. Рубинштейна, «У врат обители святой» С. Рахманинова, «Мне грустно» А. Даргомыжского, «И скучно, и грустно» Гурилёва, «Белеет парус одинокий» Варламова.

На вечере также звучала музыка лермонтовской эпохи — Эльвира и Анатолий Полонские сыграли несколько произведений, которые мог слышать или даже исполнять сам поэт, — произведения А. Грибоедова, Фильда, М. Глинки. Все они были исполнены необычайно одухотворённо, а «Вальс» А. Грибоедова прозвучал как молитва, как то сокровенное, что живёт в душе поэта.

Мы услышали также и музыку композиторов 20 века: в записи прозвучали симфоническая поэма «Утёс» С. Рахманинова, навеянная известным поэтическим шедевром Лермонтова, и «Романс» М. Таривердиева.

«Они так изящно выражены, — говорит поэт Николай Огарев о стихотворениях Лермонтова, — что их можно не только читать, их можно петь, да ещё на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объему, или песня, или симфония».

Вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» в исполнении фортепианного дуэта Полонских завершил встречу, продолжавшуюся более полутора часов. За это время, пролетевшее незаметно, люди, затаив дыхание слушая прекрасные звуки, словно сроднились. Расходиться никто не спешил. Все мы ощутили, что стали немного ближе к поэзии великого Лермонтова, и верилось, что этот прекрасный вечер внёс хотя бы немного гармонии в наш беспокойный и тревожный мир.

* * *

Поэтический блиц
(выдержки из публикации в газете «Культура»)

- Чего Вы больше всего боитесь?

Лермонтов:

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет...

- Самый мучительный вопрос, который Вы когда-либо себе задавали?

Лермонтов:

Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла...
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?

- Вы умеете прощать?

Лермонтов:

Нередко люди и бранили,
И мучили меня за то,
Что часто им прощал я то,
Чего б они мне не простили.

- Кто сильнее: человек или судьба?

Лермонтов:

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.

- В Ваших стихах так много грусти, тоски и даже мрачного отчаяния. У Вас не осталось надежды на что-нибудь светлое и хорошее?

Лермонтов:

И если б не ждал я счастливого дня,
Давно не дышала бы грудь у меня!

- Это тяжело — быть откровенным, открытым для других в своих стихах?

Лермонтов:

Рассказ моих сердечных мук
Не возмутит ушей людских.

- Вы не готовы делиться самым сокровенным?

Лермонтов:

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!..

- Что Вы думаете о нашем современном мире?

Лермонтов:

И скучно и грустно, и некому руку подать...

- Неужели все так плохо?

Лермонтов:

Нет! мир совсем пошел не так;
Обиняков не понимают;
Скажи не просто: ты дурак, —
За комплимент уж принимают!

Все то, на чем ума печать,
Они привыкли ненавидеть!
Так стану ж умным называть,
Когда захочется обидеть!

- Вы максималист?

Лермонтов:

Я — или бог — или никто!

- Было ли у Вас предчувствие будущего, предчувствие той судьбы, которая Вас постигнет?

Лермонтов:

Я знал: удар судьбы меня не обойдет...

- И, наконец, может быть, самый главный вопрос к поэту. Зачем Вы пишете стихи?

Лермонтов:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых.
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.