Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша. Зов, 03.03.1923 |
8 ноября, в традиционную вторую субботу месяца, когда вход в музей свободный, состоялась встреча, приуроченная к «Михайлову дню», который по-особенному отмечают в новосибирском Академгородке, связывая его, в том числе, с именами Михаила Ломоносова и Михаила Лаврентьева. Этому была посвящена лекция Т.Е. Квецинской, директора комплексного краеведческого музея Центра детского творчества Советского района. Лекции предшествовало также сообщение о роли Академгородка и в строительстве нашего Музея. Позже в этот день состоялась также встреча музыкального лектория, посвященного Михаилу Лермонтову, о которой мы уже рассказывали на страницах сайта.
| |
Вспомним, какую роль играл Академгородок в становлении и развитии Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. С 1962 года в этом районе проживала Н.Д. Спирина. Наталия Дмитриевна вспоминала, как ещё в Харбине она мечтала приехать в Сибирь, прочитав в журнале, что под Новосибирском строится город науки. Это желание и привело её в Академгородок. В те годы она с большой самоотдачей преподаёт музыку в музыкальной школе №10, но также находит время и возможность, чтобы активно включиться в культурную жизнь Академгородка, со временем становится членом Дома учёных. В этом научном и культурном оазисе проходят первые выставки картин Николая и Святослава Рерихов: в 1973 году — в Доме учёных, а в 1975 — в спорткомплексе (собрание работ Н.К. Рериха). Наталия Дмитриевна часто посещает выставочные залы и на общественных началах работает экскурсоводом. Академгородок становится местом, где проходят первые в Советском Союзе Рериховские чтения (1976 г.). У истоков Чтений вместе с Н.Д. Спириной стоял учёный с мировым именем академик А.П. Окладников и доктор искусствоведения Е.П. Маточкин. С Академгородка приходит и поддержка идеи строительства Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. Председатель президиума СО РАН, академик В.А. Коптюг от имени учёных и сотрудников Сибирского Рериховского Общества ведёт по этому вопросу переговоры со С.Н. Рерихом. Существенную помощь СибРО оказывает академик А.А. Трофимук, когда городскими властями решается вопрос о выделении здания под музей Рериха, и способствует его положительному решению. Академгородок был и остаётся местом паломничества для изучающих творческое наследие семьи Рерихов. Влечёт туда духовный магнит, заложенный Н.Д. Спириной. Посещение мемориальных квартир на Цветном проезде, в которых жила и трудилась Наталия Дмитриевна, всегда является источником радости и духовного подъёма. | |
«Михайлов день. История и сегодняшний день Академгородка».
Фрагменты выступления Т.Е. Квецинской, директора комплексного краеведческого музея Центра детского творчества Советского района.
Бывают праздники, которые рождаются в народных массах и учреждаются какими-то отдельными организациями. Для Академгородка, для Советского района таким праздником стал «Михайлов день», который впервые проходил в 2005 году и стал ещё одним днём науки. 19 ноября, с большой разницей в 135 лет, родились два великих человека в истории нашей Родины: это Михаил Васильевич Ломоносов и Михаил Алексеевич Лаврентьев. На Руси детей всегда называли в честь того святого, чей день находился ближе всего к дате рождения ребёнка. 21 ноября — День Святого Архистратига Михаила, поэтому обоим младенцам мужского пола дали имя Михаил. У нас в городе два храма в честь этого Святого — обстоятельство, на которое стоит обратить внимание. Начинается наш рассказ с Ломоносова: если бы не он, то все судьбы российской науки, возможно, сложились бы совсем по-другому. М.В. Ломоносов родился на Крайнем Севере, и это обстоятельство нам необходимо учитывать — в этом крае не было крепостного права. Люди, которые жили там, обладали особенным характером. Они умели ставить перед собой цель, добиваться её и выживать в крайне суровых условиях. Ломоносов очень стремился к знаниям. Первые книги, которые прочитал Михаил, были церковные. У одного из односельчан оказались арифметика и грамматика — эти книги он выучил наизусть. Жажда знать больше не давала ему покоя. В 17 лет Ломоносов, нарушая отцовскую волю, уходит с обозом мороженой рыбы в Москву, чтобы учиться. Там его ждёт очень большое потрясение — в славяно-греко-латинскую академию крестьянских детей не принимают. Ему приходится ещё раз преступить нормы морали — сказать, что он дворянский сын. Он поступает в академию, но там его ждёт новое потрясение — всё преподавание ведётся на латинском языке, которого Ломоносов не знает. Приходится садиться в класс с детьми, которые гораздо младше его. Для него это большое унижение, также ему приходится переживать большие материальные трудности, так как отец совершенно не помогает. Но всё это его не останавливает. Сначала Ломоносов учится в Москве, а затем в числе лучших трёх учеников его направляют в Петербургский университет, а оттуда — в Германию. Среди этих учеников были: Виноградов, изобрётший русский фарфор, Ломоносов, следы третьего (немецкой национальности) потерялись. Вернувшись в Петербург, Ломоносов пишет удивительные работы, которые до сих пор интересны. Он вводит в научный оборот массу терминов, которыми мы пользуемся до сих пор. М.В. Ломоносов — создатель первой химической лаборатории. В ней велись исследования, которые ни в чём не уступали исследованиям, проводившимся в развитых европейских странах. Когда праздновалось 1000-летие Руси, было решено создать памятник. На нём — 119 имён людей, которые сыграли решающую роль в формировании нашего государства, культуры, науки, религии. Один из них — Михаил Васильевич Ломоносов. | |
* * * В залах Музея после лекции
|
Михаил Алексеевич Лаврентьев. Неизвестно, как бы сложилась судьба сибирской науки, если бы однажды несколько учёных не подумали о том, что в Москве работать уже негде, лабораторий не хватает, а партийный съезд принял решение об ускоренном развитии Сибири. Они решают перебраться сюда. М.А. Лаврентьев родился в Казани, окончил Казанское коммерческое училище. Бухгалтерия, кстати, ему не очень удавалась, но в Академгородке, строительство которого требовало решения множества хозяйственных задач, Лаврентьев научился «считать деньги» и на всё, кроме самой науки, расходовал их очень экономно. В 1957 году правительством было принято решение о создании Сибирского отделения академии наук СССР, а в 1958 году была подготовлена проектная документация — 22 института Москвы, Ленинграда и Новосибирска проектировали наш научный центр. Необходимо было максимально сэкономить деньги на строительных работах, а сэкономленные средства направить на развитие науки. Летом 1959 году были построены институт гидродинамики, в здании которого поначалу работали все приехавшие сюда научные коллективы, и пять трёхэтажных жилых домов. Лаврентьев, наверное, один из последних энциклопедистов в истории нашей науки. Он работал не в узкой области — одновременно в трёх научных направлениях у него есть выдающиеся исследования, которые до сих пор изучаются в университетах, так как являются основополагающими. Большое внимание он уделял детям. Первая в советском союзе физико-математическая школа-интернат для одарённых детей была создана М.А. Лаврентьевым в Академгородке. Мы знаем, что ещё Ломоносов мечтал о создании при академии школы для одарённых крестьянских детей. Лаврентьев был не один, у него были верные друзья — их так и называют «отцами-основателями». Михаил Алексеевич не был человеком, который гнался за каким-то признанием своего вклада. Первую лекцию в открывшемся университете прочитал Сергей Львович Соболев. Приезд этого человека в Академгородок привёл к тому, что у нас появились три мировые научные математические школы. Когда принималось решение о создании СО АН СССР, в Западной Сибири не было академиков. С приездом учёных, которые составили костяк Академгородка, только в институте математики работали три академика. Первое упоминание о землях, где сейчас находится Академгородок, относится к 1734 году. Если бы не Сибирское отделение академии наук, то не было бы и Советского района Новосибирска, который был основан уже в 1958 году. До этого этот район был пригородом. До создания «Сибакадемстроя» строительство Академгородка шло очень низкими темпами. Николай Маркелович Иванов стал во главе организации и сделал для научного центра не меньше, чем ведущий учёный. Институт ядерной физики — самый знаменитый институт. Долгое время говорили о том, что там повышенная радиация, но это не соответствует действительности. Институт геологии и геофизики имеет самое большое количество мемориальных досок на своём здании. Девять выдающихся геологов нашей страны работали в этом институте - и только благодаря тому, что они в своё время открыли нефть и газ Сибири, мы сегодня имеем более-менее достойный уровень жизни в стране. Современное здание — выставочный центр СО РАН — создан для демонстрации наработок и изобретений учёных и для привлечения денежных средств. В ботаническом саду особо впечатляет оранжерея, если её ещё и посетить в зимнее время. На территории построена арка «исполнения желаний». В Академгородке, в кафе «Под интегралом», проходили и первые конкурсы красоты, их тогда называли конкурсами «мисс интеграл». Ушло то поколение, которое создавало научный центр, и хочется, чтобы память об этих людях жила не только, например, в названиях аудиторий (к примеру, есть большая мальцевская аудитория в университете), но и осталась в сознании людей. Улицы Академгородка со временем переименовывались, обретая имена наших выдающихся земляков. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.