Правильно запомнить: «И это пройдет». Ведь стремительное движение не вернет никогда на прежнее место. Сердце, 164 |
15 ноября концертный зал Музея Н.К. Рериха объединил любителей камерной музыки. Перед посетителями выступили артисты Новосибирской государственной филармонии: Семён Промое — скрипка, Галина Майорова — скрипка, Владимир Копылов — альт, Антон Пахаруков — виолончель, Инна Петерс — фортепиано. Фрагменты вступительного слова С. Промое
«Сегодня Вашему вниманию будут представлены два сочинения: одно принадлежит перу великого немецкого композитора Густава Малера, а другое написал наш соотечественник Антон Аренский. Основной период творчества этих композиторов пришёлся на рубеж XIX-XX веков. Они родились с разницей в один год и окончили жизненный путь с разницей в несколько лет. Г. Малер «Фортепианный квартет ля-минор».
Композитор приступил к работе над квартетом в возрасте 18 лет. Он написал первую часть и несколько тактов второй части, но, по неизвестным причинам, прекратил работу над сочинением. Фортепианный квартет остался не оконченным, но произведение живо, оно продолжает жить своей жизнью и продолжает звучать в стенах концертных залов. Музыка этого квартета используется в современных кинофильмах. Великий композитор XX века, наш соотечественник Альфред Шнитке, предпринял попытку завершить квартет и по наброскам Малера дописал вторую часть. Такой неослабевающий интерес к этому произведению подчёркивает его художественную значимость. Несмотря на юный возраст композитора, мы уже можем услышать в этом квартете широту малеровской мысли и глубину переживания художника. Уже с первых тактов музыка погружает нас в атмосферу сдержанной скорби. Мысль главного героя обращена вглубь себя, внутрь своей души. Песенная природа творчества Малера рождает прекраснейшие мелодии, переходящие от инструмента к инструменту. Главный герой пытается выбраться из плена трагических переживаний, мы слышим тему борьбы и преодоления. А. Аренский. «Квинтет ре-мажор».
Антон Аренский считается петербургским композитором, несмотря на то, что довольно продолжительное время жил и работал в Москве, а последние годы — за границей. Его исполнительский талант, его композиторское творчество просто идеально вписывалось в атмосферу салонных вечеров Петербурга. И Малер, и Аренский испытали влияние композиторов немецкой романтической школы. Но если в случае с Малером это были Брамс, Вагнер, Бетховен, то Аренский, скорее, сочинял под впечатлением фортепианных произведений Шумана. Немецкий романтизм приобрёл у него отчётливый салонный оттенок. Он, в основном, тяготел к лирическим образам, а музыкальный язык композитора отличался искренностью и простотой выражения. Квинтет, который мы исполним, состоит из четырёх частей. Для полного погружения в эту музыку нужно представить себе старинный особняк с большим каминным залом, в котором присутствует весь свет петербургской интеллигенции, а на сцене — лучшие молодые музыканты города совместно с Антоном Аренским».
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.